Некогда входившие в состав Советского Союза страны Центральной Азии по своей территории (около четырех миллионов квадратных километров) почти равны Европейскому союзу. Вот почему следовало бы ожидать, что новое соглашение о партнерстве между пятью странами региона и 28 государствами — членами ЕС, которое седьмого июля будет ратифицировано в Бишкеке (Киргизия), предоставит обеим сторонам неиссякаемые возможности для сотрудничества. Однако в этом нет уверенности, поскольку пять центрально-азиатских стран тяготеют к другим полюсам власти, например, к России (с которой их связывают давние исторические отношения), и все в большей степени к Китаю, чей проект «Один пояс, один путь» обещает новые инвестиции.
Кроме того, на их сближении с Москвой и Пекином никак не отразилась финансовая поддержка в размере одного миллиарда евро, которую ЕС оказывал странам Центральной Азии в течение последних пяти лет. Это видно даже на примере Казахстана, крупнейшей страны региона, которая после распада СССР в 1991 году более других подтвердила свою евроазиатскую приверженность, что отвечает как географическому положению страны, так и ее этническому разнообразию.
Сегодня в стране происходит смена политической власти — она сопровождается добровольным уходом на пенсию «отца нации», переименованием столицы Астаны в Нур-султан в честь бывшего президента и досрочными выборами. Нынешний Казахстан делает ставку на рыночную экономику и пытается освободиться от чрезмерной нефтезависимости.
Положительное сальдо торгового баланса свидетельствует о том, что уже созданы возможности для сбыта продукции 18 миллионам жителей (в регионе это вторая по численности населения страна после Узбекистана). Ведь ВВП на душу населения по паритету покупательной способности составляет уже 24 тысячи долларов. Однако основными торговыми партнерами Казахстана в данный момент являются Россия и Китай, а страны ЕС появляются лишь на третьем месте в этом списке.
После окончания холодной войны Центральная Азия привлекла к себе внимание Запада, особенно Соединенных Штатов, которые в ходе войны с терроризмом и военной интервенции в Афганистане открыли военные базы в Узбекистане и Киргизии. Однако постепенно интерес американцев к этому региону стал ослабевать.
В этой большой игре интересов, где Центральная Азия выступает в роли шахматного поля, у европейцев есть ряд преимуществ. Новые государства стремятся избавиться от ярлыка бывших советских республик, что осложняет отношения с Москвой, а с Пекином наблюдаются трения по поводу обращения китайцев с мусульманскими меньшинствами в Синьцзяне, где проживает один миллион казахов и около 200 тысяч киргизов.
С другой стороны, Евросоюз начинает осознавать, что настойчивые призывы к демократизации институтов и поощрению прав человека — традиционные вопросы сотрудничества — можно сбалансировать, сосредоточив внимание на таких темах, как пограничный контроль и борьба с терроризмом, а также глобальное потепление, которое представляет особенно острую проблему в засушливом регионе с весьма ограниченными запасами воды.