Трудно подсчитать, сколько раз за последние несколько месяцев и недель турецкий президент Эрдоган и его высокопоставленные коллеги заявили, что закупка российских С-400 — «дело решенное». Подобные заявления звучат уже почти ежедневно, но факт в том, что никто из главных игроков в них не верит: ни американцы, ни россияне, ни, по всей видимости, сами турки.
Во-первых, если бы закупка российских С-400 было «делом решенным», то США не продолжали бы оказывать давление на Анкару. Однако давление только усиливается, и это говорит нам о том, что американцы думают на самом деле. Что же? Они думают, что закупку Турцией российских зенитно-ракетных систем С-400 все еще как-то можно предотвратить. Вопрос только в том, насколько сильно нужно надавить на турок. Поступила еще неофициальная информация, но есть данные, подтверждающие, что недавно США поставили Турции настоящий ультиматум: до конца первой недели следующего месяца турки должны не только отказаться от закупки российских систем, но и подтвердить приобретение американских комплексов «Пэтриот» производства американской компании «Рэйтеон». Если Турция не изменит своего мнения и не поддастся американскому давлению, ей не избежать последствий: ее исключат из программы F-35 и, возможно, накажут еще какими-нибудь санкциями.
Конечно, Эрдоган разыгрывает эту игру, как партию в покер. Он понимает, что США ничего не приобретут, исключив Турцию из программы военных самолетов F-35. Напротив, Штаты понесут большие убытки. Я уже не говорю о вероятности того, что Турция в таком случае еще больше сблизится с Россией и приобретет ее военные самолеты последнего поколения, о чем мы писали ранее.
Эта игра в блеф между США и Турцией продлится еще какое-то время, как минимум две недели, на протяжении которых действует неофициальный американский ультиматум, а может, и дольше. Что же в это время будет делать Россия? Довольна ли она тем фактом, что Турция каждый день подчеркивает: закупка С-400 — «дело решенное»? Отнюдь, ведь речь идет не о Белоруссии или Венесуэле — мы говорим об одной из мощных стран НАТО, которая, несмотря на нынешние отдельные разногласия между Эрдоганом и Западом, может быстро договориться со своими партнерами по военному альянсу. Нет, Россия не сидит сложа руки и не ждет июля, когда С-400 якобы должны появиться в Турции. Что же делает Россия? Многое, и кое-что, по-видимому, касается происходящего сегодня в Сирии.
Почему Россия поддержала нынешнее наступление сирийской армии? Более того, она не только поддержала его, но и присоединилась. По данным источников, значительную часть бомбардировок Идлиба с воздуха провели именно российские военно-воздушные силы. Удар по Идлибу — это послание Эрдогану, давление на него с российской стороны. Учитывая обстановку в Сирии, трудно поверить, что нынешнее наступление она инициировала сама. Одобрение, если не предложение должно было поступить из Москвы.
Ударом по Идлибу Россия говорит Турции, что если она поддастся американскому давлению, то может понести потери в Сирии, где Эрдоган, несомненно, заинтересован не только в захвате новых территорий (хотя это бесспорно), но и в обеспечении безопасности собственной страны. Нельзя ни на минуту забывать о том, что Турция под руководством Эрдогана совершила в Сирии. Если говорить о поддержке экстремистов, то турки сделали в этом смысле больше, чем все остальные сирийские внешние враги вместе взятые (особенно в период, когда те постепенно стали отказываться от идеи свергнуть Асада силой). Учитывая это, понимаешь, что Дамаск полон желания отомстить Эрдогану, и это можно сделать (особенно если американцы все-таки уйдут), если начать опять активно поддерживать курдские Отряды народной самообороны. Это неминуемо приведет к дестабилизации юга и юго-востока Турции (Эрдогану это не надо, особенно когда его популярность среди избирателей в Турции начала снижаться).
Этот сценарий весьма реалистичен. При этом Сирия не стала бы первой «боксерской грушей», которая начала бы отвечать на удары. Достаточно посмотреть, что в последнее время хуситы предпринимают против Саудовской Аравии, агрессора, который разрушает их страну с начала 2015 года.
Россияне без проблем могли бы держать сирийскую армию на адекватном расстоянии от Идлиба, соблюдая неоднозначную договоренность между Эрдоганом и Путиным, достигнутую прошлой осенью. Конечно, наступление на Идлиб — это не только удар по протурецким силам. В конечном счете, это удар по турецкой армии (хотя ей там нечего делать). Несомненно, Россия таким образом отправляет Эрдогану одно очень серьезное послание. Это вновь напоминает о странных, прагматичных и все еще недосказанных отношениях между Россией и Турцией. Напомню, что во время войны в Сирии Турция сбила один российский военный самолет, но в итоге Москва перешагнула через это (хотя в момент кризиса Путин заявил, что Турция «всадила нож в спину» России). Почему? Не из-за дружбы, а из-за определенных более важных целей, которые вот-вот могут быть достигнуты.
Все понимают, в особенности в Анкаре, Москве и Вашингтоне, что С-400 не конец, а начало. Поэтому Россия так сильно хочет добиться своего, а США так отчаянно сопротивляются. Турции кажется, что она может находиться меж двух огней, не обжегшись, но это только иллюзия (Эрдоган не Тито). И все же от одной «железной машины» сейчас зависит не только дальнейшая политическая ориентация Турции, но и будущее все еще охваченной войной Сирии, а может, и еще больше, чем кажется на первый взгляд. Если оценивать здраво, то для Сирии было бы лучше, если бы российско-турецкий договор о С-400 не реализовался, поскольку, вероятно, только тогда Москва даст все разрешения на освобождение Идлиба.
Что лучше для Турции? Трудно сказать. Идея о более крепкой и прагматичной связи с Россией является для Турции своего рода трамплином к большей независимости, которой она добивается уже давно. Конечно, понятно, что сотрудничество с Россией не приведет к значительному усилению ее влияния на Турцию, но поможет ей принимать больше решений без согласования с США. В этом заключается главная опасность, ведь Соединенные Штаты следят за ситуацией и видят ее совсем по-другому. Для американцев это не начало более независимой Турции, а большой шаг к более мощной и влиятельной России. США будут стремиться помешать такому развитию событий всеми возможными способами, более радикальными, чем отказ от продажи F-35 Турции. Эрдоган уже пережил одну попытку государственного переворота, и нынешним своим поведением он как будто напрашивается еще на одну (или на вариацию на эту тему).
У Соединенных Штатов все еще остается много возможностей, чтобы помешать региональному лидеру стать слишком независимым, хотя Эрдогану (и не только ему), наверное, кажется, что времена США прошли. Соединенные Штаты ни за что просто так не откажутся от своего глобального доминирования, и было бы наивно думать, что они от него «устали». А если Трамп и говорит нечто подобное, то он просто блефует, ведь он самый большой мастер блефа среди всех упомянутых игроков за этим столом!