The National Interest (США): огромный российский ядерный арсенал представляет собой угрозу

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
И Америке следует это учитывать, уверяет публику бывший сотрудник Пентагона в сугубо пропагандистской статье, где факты либо передернуты, либо поданы только частично. Он часто ссылается на Послание Путина Федеральному Собранию 2018 года, но ни словом не упоминает проблему ПРО, которой президент РФ уделил тогда много внимания. Считывается идея о выходе США из договора СНВ-III.

Мейнстримовский американский взгляд на Россию довольно значительно изменился за последние 20 лет, особенно в последние пять лет. Мы перешли от фантазий о том, что Россия не представляет собой угрозу после развала Советского Союза, до признания того, что Россия представляет серьезную угрозу для Соединенных Штатов и их союзников, включая ядерную угрозу, и произошло это в последние два года правления администрации Обамы и во время правления администрации Трампа. В настоящее время отношения между Соединенными Штатами и Россией характеризуются как «конкуренция», и именно так они обозначены теперь в документах правительства США, однако этого явно недостаточно. Компании «Локхид» (Lockheed) и «Боинг» (Boeing) конкурируют между собой, тогда как Россия угрожает нанесением превентивного ядерного удара. Она в одностороннем порядке пытается создать в Восточной Европе и в бывших советских республиках сферу влияния в классическом смысле этого понятия, как это было в XIX веке. Кроме того, она создает крупнейший ядерный арсенал в мире. Здесь нет никакой конкуренции — речь идет, скорее, об исходящей от России реальной угрозе.

Россия и ядерное оружие

Экономическая политика Путина представляет собой катастрофу для России, однако он продолжает модернизировать и увеличивать российские вооруженные силы, а также ядерный потенциал страны. В январе 2017 года российский министр обороны Сергей Шойгу заявил, что разработка стратегического ядерного оружия является для России первым приоритетом. Он также подчеркнул, что Россия «… продолжит реализовывать масштабную программу ядерного перевооружения, будет размещать современные межконтинентальные баллистические ракеты на земле и на море, а также модернизировать стратегические бомбардировщики». В «Обзоре ядерной стратегии США 2018 года» сделан такой же вывод: «В дополнение к модернизации „наследия" советской ядерной системы Россия разрабатывает и размещает новые ядерные боеголовки и пусковые установки. Эти усилия включают в себя модернизацию всех составляющих ядерной триады — стратегических бомбардировщиков, ракет морского базирования и ракет наземного базирования. Россия также разрабатывает, по меньшей мере, две межконтинентальные ракетные системы, гиперзвуковой глайдер и новую межконтинентальную автономную торпеду с ядерным двигателем, способную нести ядерный заряд». Министр энергетики Рик Перри (Rick Perry) и Лайза Гордон-Хэгерти (Lisa Gordon-Hagerty), директор Национального управления ядерной безопасности (National Nuclear Security Administration), в апреле 2019 года в ходе слушаний в сенатском Комитете по вооруженным силам сообщили, что «Россия и Китай вкладывают огромные ресурсы, пытаясь бросить вызов интересам Соединенных Штатов и ослабить альянсы с участием Америки во всем мире».

Новое российское ядерное сверхоружие

Единственным основанием для претензий России на статус великой державы является ее ядерное оружие. Поэтому не вызывает удивления то, что Россия официально объявила о существовании 20 новых или модернизированных стратегических ядерных систем. Путин регулярно бряцает своим ядерным сверхоружием, поскольку считает, что Россия получает политическую выгоду от угрозы его применения. В своем Послании к Федеральному собранию в марте 2018 года Путин с гордостью рассказал о пяти новых российских ядерных системах. Вот перечень путинского супероружия:

Новая тяжелая межконтинентальная баллистическая ракета (МБР) «Сармат», возможности которой, по словам Путина, «значительно выше» советской МБР времен холодной войны СС-18, поскольку «Сармат» будет оснащен «широким спектром ядерных боеприпасов большой мощности», и, кроме того, у «Сармата» «практически нет ограничений по дальности». По данным российских средств массовой информации, ракета «Сармат» может иметь 10 боеголовок по 800 килотонн или 15 боеголовок по 350 килотонн. Это будет их главным оружием нанесения ответного противосилового удара. На основании сообщений о разработке в России головных частей различной мощности, можно предположить, что Москва обладает также боеголовками малой мощности.

«Буревестник», крылатая ракета с ядерной двигательной установкой и ядерной боеголовкой, по словам Путина, «обладает почти неограниченным радиусом действия». Это очень опасное оружие, с точки зрения возможных инцидентов в ходе его испытаний, так как любой запуск этой ракеты может закончиться выбросом радиации.

Сверхбыстрый подводный беспилотник «Посейдон», оснащенный ядерной энергетической установкой и способный погружаться на большую глубину, по словам Путина, «может иметь на борту очень мощный ядерный боезаряд». У этого беспилотника имеются такие же проблемы с безопасностью, как и у крылатой ракеты с ядерной силовой установкой. Еще хуже то, что это оружие геноцида. В случае его применения не будет возможности ограничить причиняемый им ущерб. В российской прессе сообщается, что этот подводный беспилотник может иметь на борту 100-мегатонный ядерный заряд или кобальтовую бомбу, а это оружие «судного дня», не производившееся во время холодной войны. Одна подводная лодка с таким подводным беспилотником может вызвать более сильное радиоактивное заражение, чем все стратегические силы Соединенных Штатов вместе взятые, даже если бы использовали их самым эффективным образом. По сообщению агентства ТАСС, эти беспилотники будут приняты на вооружение в соответствии с нынешним планом закупок вооружений, рассчитанным на период до 2027 года.

«Высокоточная гиперзвуковая ракета воздушного базирования «Кинжал» может «оснащаться как ядерными, так и обычными головными частями, радиус ее действия превышает 2000 километров», и она уже принята на вооружение. Глава российских воздушно-космических сил назвал ее «аэробаллистической ракетой». Заместитель российского министра обороны (так в тексте — прим. редакции ИноСМИ) Юрий Борисов сказал, что истребители МиГ-31 уже оснащены десятью «Кинжалами», а ТАСС, главное российское новостное агентство, сообщает, что «аэробаллистическими ракетами» (очевидно, что речь идет о «Кинжалах») будут оснащаться ударные истребители дальнего радиуса действия Су-34. Государственное агентство Sputnik News сообщает о том, что российский бомбардировщики Backfire (Ту-22 — прим. редакции) способен нести четыре ракеты «Кинжал». По сообщению агентства ТАСС, меньшая по размеру версия этой ракеты будет предназначена для истребителей Су-57.

«Авангард», планирующую гиперзвуковую систему с ракетным ускорителем, Путин охарактеризовал как «реальный технологический прорыв». По его словам, «испытания этой системы были успешными». В июне 2018 года президент Путин объявил о начале серийного производства комплекса «Авангард». Русские сообщили, что он будет принят на вооружение в 2019 году.

В своем Послании Федеральному собранию в феврале 2019 года президент Путин «повысил статус» новой гиперзвуковой ракеты «Циркон», переведя ее в категорию сверхоружия.

Все это реальные программы. По мнению главы Стратегического командования Вооруженных сил США (StratCom) генерала Джона Хайтена (John Hyten), «следует верить всему тому, о чем говорил Владимир Путин и над чем он, по его собственным словам, работает». Если полагаться на открытые источники, то, судя по всему, четыре из перечисленных систем снабжены ядерными головными частями, а две системы могут ими оснащаться.

В апреле 2019 года российский посол в Соединенных Штатах Анатолий Антонов заявил о том, что все эти системы не подпадают под новый договор СНВ (СНВ-III). Очевидно, что новый договор СНВ не ограничивает четыре из шести перечисленных систем, тогда как пятая система подпадает под действие этого договора только в том случае, если для ее разгона используется межконтинентальная баллистическая ракета. В марте 2019 года Антонов сообщил, что Россия не согласится на изменения нового договора СНВ, если в него будут включены эти новые системы. Все те люди, которые полагают, что новый договор СНВ защищает нас от путинской ядерной угрозы, пребывают в мире фантазий.

Современный статус российской ядерной модернизации

24 декабря 2018 года российский министр обороны генерал армии Сергей Шойгу заявил о том, что Россия достигла «беспрецедентного уровня оснащенности современными видами оружия» и превосходит в этом отношении все остальные государства. Он подчеркнул, что 1) «уровень современного оружия в стратегических ядерных силах достиг 82%»; 2) новая тяжелая МБР «Сармат» успешно испытана в ходе «бросковых испытаний»; 3) «первый ракетный полк будет оснащен ракетами с планирующим крылатым блоком «Авангард», и они будут приняты на вооружение; 4) в 2019 году «на боевое дежурство» будет поставлен 31 ядерный комплекс «Ярс» и «Авангард»; 5) в 2019 году будет принята на вооружение первая подводная лодка проекта «Борей-А» с ядерными ракетами на борту; 6) будут модернизированы 4 бомбардировщика Ту-95, способных нести ядерное оружие и 7) Россия провела залповый пуск 12 крылатых ракет Х-101, способных иметь ядерную головную часть, с борта тяжелого бомбардировщика Ту-160. К этому следует добавить уже проведенную модернизацию российских ядерных сил, подпадающих под действие нового договора СНВ. Агентство ТАСС также сообщило о строительстве в настоящее время новой версии бомбардировщика Ту-160 (Ту-160М2), которая позволит добавить к российскому стратегическому ядерному арсеналу 500 дополнительных размещенных головных частей.

Благодаря «Обзору ядерной стратегии США 2018 года» мы теперь имеем официальное подтверждение значительной части того, о чем говорит Россия, и что она делает, а также информацию о том, о чем русские не говорят, и, вероятно, это происходит потому, что их действия могут нарушать существующие договоренности в области контроля над вооружениями. В этом «Обзоре», в частности, сказано: «Хотя первоначально Россия вслед за Америкой произвела значительное сокращение своих стратегических ядерных сил, она сохранила большое количество нестратегического ядерного оружия. Сегодня Россия проводит модернизацию этих вооружений, а также других своих стратегических систем. Еще большую озабоченность вызывает принятие Россией военных стратегий и вооружений, делающих ставку на эскалацию для достижения успеха. Все приведенные факты вместе с захватом Россией Крыма и ее угрозами использования ядерного оружия против наших союзников свидетельствуют о том, что Москва решительным образом возвращается к соперничеству Великих Держав». Модернизация Россией своего ядерного потенциала происходит, в буквальном смысле слова, непрерывно. Все звенья российской триады проходят модернизацию. Когда Россия размещает новую систему, она сразу начинает работу над ее дальнейшей модификацией. Мы этого не делаем. Мы действуем на основе минимальной программы по поддержанию ядерной триады и заменяем систему только тогда, когда она уже является реально устарелой. Мы на десятилетие удалены от того момента, когда на самом деле сможем разместить новые системы.

Количество размещенного российского ядерного оружия

Новые российские данные по поводу договора СНВ-III весьма ограничены, и обращение к ним особого смысла не имеет. Судя по всему, заявленные Россией данные, подпадающие под действие нового договора СНВ, не являются реальными и, конечно же, их невозможно проверить из-за многочисленных прорех в самом договоре, а также из-за неэффективных положений о верификации. Инспекции проводятся, однако проверить ничего невозможно по причине отсутствия атрибутивных правил [Атрибутивные правила (attribution rules) устанавливают как минимальное, так и максимальное количество боеголовок для каждого типа ракет]. Невозможно проверить общее количество подлежащих учету боеголовок, а еще сложнее установить действительное количество размещенных боевых частей, которое, на самом деле, значительно больше. Не существует доклада Постоянного специального комитета Сената по разведке (Senate Select Intelligence Committee) по верификации нового договора СНВ, поскольку нельзя с уверенностью сказать, что его положения поддаются проверке. Вот что сказал тогдашний вице-председатель Постоянного специального комитета Сената по разведке Кристофер Бонд (Christopher Bond) во время ратификации нового договора СНВ: «Постоянный специальный комитет по разведке внимательно наблюдал за этим вопросом в течение последних нескольких месяцев. Как вице-председатель этого комитета, я проанализировал ключевые данные разведки относительно нашей способности осуществлять мониторинг данного договора, а также беседовал с нашими профессионалами в области разведки. На мой взгляд, нет сомнений в том, что Соединенные Штаты не могут надежными способом проверить установленный лимит в 1550 единиц на развернутые головные части».

В декабре 2018 года командующий стратегическими ракетными силами генерал-полковник Сергей Каракаев заявил о том, что «… ядерные потенциалы сторон сократились более чем на 66% с момента подписания договора СНВ-I». Это свидетельство отхода от стандартной российской позиции, в соответствии с которой Россия сократила свой потенциал на 85%. Если использовать для подсчета последние заявленные советские данные о более 10 тысячах развернутых стратегических ядерных боеголовок, то отличие между 85-процентным и 66-процентным сокращением составит почти 2 тысячи стратегических ядерных боеголовок сверх установленного новым договором СНВ лимита в 1550 развернутых боеголовок. Это значительно превышает все предыдущие несекретные оценки относительно количества развернутых в настоящее время российских стратегических ядерных боеголовок. Так, например, в 2018 году Ханс Кристенсен (Hans M. Kristensen) и Роберт Норрис (Robert S. Norris) высказали предположение, что Россия обладает 2522 развернутыми стратегическими боеголовками.

Поскольку установленные новым договором СНВ лимиты на количество боеголовок нельзя считать надежными из-за большого количества лазеек, 3300 российских развернутых стратегических ядерных боеголовок (преимущество России в области стратегических ядерных боеголовок уже составляет два к одному и продолжает увеличиваться) — это весьма значительное количество, и это обстоятельство может оказать влияние на решения Путина относительно войны и мира. Для развертывания в настоящее время 3300 стратегических ядерных боеголовок требуется не просто использовать содержащийся в новом договоре СНВ способ подсчета бомбардировщиков, на основании которого бомбовая нагрузка бомбардировщика считается одной боеголовкой. В данных Кристенсена и Норриса это количество уже учитывается. Нынешний уровень в 3300 боеголовок предполагает наличие скрытых сил, состоящий из мобильных МБР с большим количеством разделяющихся головных частей индивидуального наведения или предоставление ложных данных относительно количества средств доставки.

Есть данные относительно скрытых российских мобильных МБР. В декабре 2014 года генерал-полковник Каракаев заявил: «В настоящее время на боевом дежурстве находятся около 400 МБР». Генерал Каракаев несколько раз повторил свое заявление о том, что Россия располагает примерно 400 МБР. Однако на основании представленных Россией данных относительно своих стратегических сил Россия не может на законных основаниях иметь более 300 МБР «с боеголовками на боевом дежурстве». Интересно отметить тот факт, что в 2011 году Российской космическое агентство выступило с предложением о ликвидации МБР, включая комплексы «Курьер», малогабаритные мобильные установки конца советского периода. Эти ракеты должны были быть включены в договор СНВ-I и в новый договор СНВ, однако этого не произошло. Это нарушение нового договора СНВ.

Количество развернутого российского ядерного оружия, скорее всего, увеличится. Вот что сообщает Билл Гертц (Bill Gertz): «По словам одного американского сотрудника разведки, Москва наращивает свой ядерный потенциал, и, как ожидается, к 2026 году она развернет в общей сложности 8000 боеголовок, а также проведет модернизацию расположенных на большой глубине бункеров».

В российских государственных средствах массовой информации появились сообщения о том, что бомбардировщик Ту-22 (Backfire по кодификации НАТО — прим. редакции) в настоящее время является незаявленным тяжелым бомбардировщиком по условиям нового договора СНВ, и это является его нарушением. Если посчитать Ту-22 тяжелым бомбардировщиком, то лимит нового договора СНВ будет превышен. В таком случае Россия превысит установленное новым договором СНВ ограничение в 1550 подлежащих учету боеголовок, и таким образом этот договор будет нарушен. В новом договоре СНВ (Новый договор СНВ, Протокол, Часть 1, определение 23), в частности, говорится: «Термин „тяжелый бомбардировщик" означает бомбардировщик того или итого типа, который отвечает следующим критериям:

a) Его дальность составляет более 8000 километров; или

b) Он оснащен для ядерных крылатых ракет воздушного базирования (КРВБ) большой дальности».

Бомбардировщик Ту-22 является крайне важной системой, поскольку он проходит весьма существенную модернизацию (до Ту-22М3М), и, по имеющимся данным, его новые версии заступят на боевое дежурство уже в этом году. По данным агентства ТАСС, на Ту-22М3М будут установлены двигатели НК-32-02, и те же самые двигатели будут использоваться в новой модификации тяжелого бомбардировщика Ту-160М2, которые, как отметил российский заместитель министра обороны Юрий Борисов, увеличит радиус его действия на 1000 километров (около 600 миль). Новая версия бомбардировщика Ту-22М3М, по мнению авторитетного авиационного журналиста Александра Младенова, имеет радиус действия «5000 морских миль (10000 километров)». Это будет намного превышать границу, отделяющую тяжелые бомбардировщики от других типов самолетов.

По имеющимся данным, бомбардировщик Ту-22М3М теперь способен нести оснащенные ядерными боеголовками крылатые ракеты, и одно это обстоятельство уже переводит его в категорию тяжелых бомбардировщиков, если руководствоваться положениями Нового договора СНВ. По сообщению агентства ТАСС, теперь он способен иметь на борту ракеты Х-32 с радиусом действия 1000 километров. В «Обзоре ядерной стратегии США 2018» указывается, что ракета Х-32 может иметь ядерную головную часть. Государственное агентство Sputnik News подтверждает это: «Ракета Х-32 может иметь как обычный, так и ядерный заряд». Государственный мультимедийный проект Russia Beyond the Headlines также сообщает о том, что радиус ее действия составляет 1000 километров, и что «она может иметь как ядерную, так и обычную 500-килограммовую боеголовку, а отклонение от цели составляет всего несколько метров».

«Российская газета», официальный орган российского правительства, сообщает, что новая модификация Ту-22М3М будет способна взять на борт ракеты Х-101 и Х-555, а обе они являются крылатыми ракетами воздушного базирования дальнего радиуса действия. По данным Путина и его Министерства обороны, ракета Х-101 может оснащаться ядерной головной частью. Кроме того, уже давно появились данные о том, что ракета Х-555 (AS-15) является модификацией для обычного заряда крылатой ракеты воздушного базирования Х-55. Однако агентство Sputnik утверждает, что она может иметь как обычную, так и ядерную головную часть: «Во-вторых, помимо ядерной боеголовки, ракета Х-555 может иметь обычный заряд весом до 410 килограммов». В сообщении агентства Sputnik также отмечается, что Х-555 в пять раз точнее, чем ракета Х-55«.

Российские нестратегические силы

Россия имеет тысячи единиц тактического и нестратегического ядерного оружия. По данным генерала Пола Селвы (Paul Selva), вице-председателя Объединенного комитета начальников штабов, Россия «занимается разработкой нового нестратегического ядерного оружия». Российская пресса сообщает, что Россия сохранила практически все типы тактического ядерного оружия, существовавшие в период холодной войны. В «Обзоре ядерной стратегии США 2018» это подтверждается: «В их число входят ракеты воздух-земля, баллистические ракеты ближнего радиуса действия, гравитационные бомбы (gravity bombs), глубинные бомбы (depth charges) для бомбардировщиков среднего радиуса действия, тактические бомбардировщики, морская авиация, противокорабельные, противовоздушные ракеты, а также ракеты, применяемые против подводных лодок, торпеды для борьбы с надводными кораблями и подводными лодками, запускаемые с земли крылатые ракеты, что является нарушением Договора 1987 года о запрещении ракет средней и меньшей дальности, а также расположенную в районе Москвы систему противоракетной обороны». Сотрудники администрации Обамы подчеркивали, что Россия обладает превосходством десять к одному над Соединенными Штатами в том, что касается нестратегического ядерного оружия (тысячи единиц против сотен).

В период холодной войны в нашем распоряжении были тысячи единиц тактического ядерного оружия в Европе, которые сдерживали возможную атаку противника. Наращивание ядерного потенциала, находящегося в распоряжении Путина, увеличивает риск возникновения войны в Европе, а также ядерной эскалации со стороны России.

Ядерная стратегия Путина

Как отметил эксперт по России д-р Стивен Бланк (Steven Blank), «начиная с 1993 года Россия изменила свою позицию по ядерному оружию, — она перешла от концепции отказа от применения первой ядерного оружия к возможности нанесения первой ядерного удара, а затем и к концепции превентивного удара». Лично Путин разработал в 2000-м году российскую ядерную концепцию, позволяющую ей первой применять ядерное оружие в обычной войне, и сделано это было в тот момент, когда он был секретарем российского Совета безопасности. Как и реальная советская ядерная доктрина, отличавшаяся от советских деклараций, она позволяет России первой применить ядерное оружие. Однако есть определенные отличия. Планировавшийся советский первый удар был масштабным, он должен был применяться для поддержи быстрого вторжения на территорию Западной Европы, и при этом мало уделялось внимания сопутствующему ущербу. В российской литературе, посвященной вопросам военной доктрины, использование Россией первой ядерного оружия является ограниченным и призвано произвести незначительный побочный ущерб, но, тем не менее, подобный вариант не исключает и масштабной эскалации. В результате, как подчеркнул в марте 2018 года генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг, произошло «размывание границы» между ядерной и обычной войной, и поэтому произошло «понижение порога для использования Россией ядерного оружия». Высокопоставленные российские чиновники начали говорить о превентивном ядерном ударе еще в 2006 году.

В 2009 году секретарь российского Совета безопасности Николай Патрушев подчеркнул, что российская ядерная доктрина позволяет нанести первым ядерный удар в ходе «региональной, или даже локальной» войны. Он также отметил, что «в критической для национальной безопасности ситуации не исключены варианты нанесения превентивного ядерного удара по агрессору».

В июне 2015 года заместитель министра обороны США Роберт Уорк (Robert Work) и бывший в то время вице-председателем Объединенного комитета начальников штабов адмирал Джеймс Уиннефелд (James Winnefeld) подчеркнули, что «российская военная доктрина включает в себя то, что некоторые называют стратегией „эскалации ради деэскалации" — это такая стратегия, которая подразумевает поиск вариантов деэскалации обычного конфликта с помощью постоянных угроз». Такую политику они назвали «игрой с огнем». В 2017 году занимавший в то время пост директора Разведывательного управления Министерства обороны США генерал-лейтенант Винсент Стюарт (Vincent Stewart) отметил, что Россия включила ядерные средства деэскалации «в свою оперативную концепцию, и мы видели, как русские отрабатывают на учениях применение этой концепции».

В апреле 2018 года генеральный секретарь НАТО Йенс Столтенберг заявил: «Россия… инвестирует значительные средства в новое военное оборудование, она модернизирует вооруженные силы, которые сегодня стали чаще проводить учения, в том числе с планированием применения ядерного оружия, а также в ходе учений осуществляется интеграция ядерных возможностей с обычными вооружениями».

В 1999 году генерал-полковник Владимир Муравьев, заместитель командующего Ракетными войсками стратегического назначения, заявил: «… меры сдерживания, применяемые стратегическими силами,… (включают) в себя нанесение ударов с применением как обычных, так и ядерных боеголовок, а целью подобных действий является деэскалация военного конфликта», и поэтому российские вооруженные силы «должны быть способны наносить „хирургические" удары, используя для этого как высокоточное ядерное оружие сверхнизкой мощности, так и обычные вооружения».

По имеющимся данным, вооруженные силы России в большом количестве получают ядерное оружие малой мощности, а также высокоточное ядерное оружие с низким побочным ущербом. В рассекреченном сегодня докладе ЦРУ, который был подготовлен в 2000 году, подчеркивается, что «военная доктрина Москвы относительно использования ядерного оружия меняется и, вероятно, будет служить оправданием для разработки высокоточного ядерного оружия очень малой мощности». По сообщениям российской прессы, в том числе государственной, боеголовки мощностью менее одной килотонны сегодня устанавливаются на российских баллистических ракетах морского базирования. Кроме того, появляются сообщения об установке на российские межконтинентальные баллистические ракеты боеголовок с изменяемой мощностью. Д-р Филип Карбер (Philip Karber), президент «Фонда Потомак» (Potomac Foundation), заявил о том, что примерно половина из 5000 российских тактических ядерных систем были модернизированы, и теперь ядерными боеголовками мощностью менее килотонны оснащаются противовоздушные комплексы, торпеды и крылатые ракеты.

Российская информационная война и ядерная угроза

Россия придает очень большое значение информационной войне, которая ведется в глобальном масштабе 24 часа в сутки и семь дней в неделю. Россия в большей или меньшей мере одновременно проводит наступательные действия как в области контроля над вооружениями, так и в области ядерной угрозы, и при этом не исправляет свои нарушения Договора РСМД и утверждает, что не собирается закрывать какие-либо лазейки в новом договоре СНВ.

Стандартная российская угроза, связанная с нацеливанием ядерных ракет и разработанная в 2007 году командующим Ракетными войсками стратегического назначения, недавно была дополнена в нескольких отношениях. Сегодня в нее вошли положения об использовании гиперзвуковых ракет. В ней произошел переход от нацеливания на объекты противоракетной обороны к нацеливанию на якобы развернутые в Европе американские ядерные ракеты средней дальности наземного базирования. Еще более опасным является то, что новая «Доктрина Герасимова», представленная в марте 2019 года в важной речи, основана на размещении вооруженных сил за пределами российских границ, на превентивном ударе, а также на угрозе нацеливания ракет с ядерными боевыми частями на органы управления Соединенных Штатов, что может быть сделано только в том случае, если нация ведет полномасштабную ядерную войну.

В период между 24 октября 2018 года и мартом 2019 года угроза нацеливания ядерных ракет прозвучала, по меньшей мере, 11 раз на самом высоком уровне — это делали президент Путин, начальник Генерального штаба Валерий Герасимов, командующий ракетными войсками стратегического назначения генерал-полковник Сергей Каракаев, официальный представитель Кремля Дмитрий Песков и заместитель министра иностранных дел Сергей Рябков. На этот раз угроза первоначального нацеливания была сделана не командующим ракетными войсками стратегического назначения и затем повторена Путиным, как это было в 2007 году. В 2018 году сам Путин выступил с подобной угрозой, а затем она была подхвачена российскими генералами.

В декабре 2018 года генерал-полковник Сергей Каракаев заявил: «…в случае размещения в Европе американских ракет среднего радиуса действия и возникающей вследствие этого угрозы для нашей безопасности, мы в ходе планирования, несомненно, будем принимать в расчет использование ракетных сил стратегического назначения». По словам российского заместителя министра иностранных дел Сергея Рябкова, существуют «гиперзвуковые боевые части, различные типы воздушных и подводных автономных систем, новые тяжелые ракеты, которые в настоящее время развертываются. Недавно были проведены успешные испытания систем „Авангард" и „Кинжал". Все это, а также другие системы составляют набор сил и средств, которые надежным образом нейтрализуют любую ядерную угрозу со стороны Соединенных Штатов, а также с любого другого направления, откуда бы такого рода угроза ни исходила».

В феврале 2019 года в своем Послании к Федеральному Собранию президент Путин намекнул о том, что гиперзвуковые ракеты будут использованы для нанесения внезапного удара по центрам управления в Соединенных Штатах (президент, те люди, которым переходят властные полномочия, министр обороны и глава Объединенного комитета начальников штабов, высокопоставленные военные руководители, а также командование ядерными силами, системы контроля и управления). Всего несколько дней назад отставной российский адмирал сообщил о том, что ракета «Циркон» способна поразить командные пункты в Соединенных Штатах в течение пяти минут, если они будут запущены с российских подводных лодок, а выходящая на российском государственном телеканале программа «Вести недели» опубликовала список целей на территории Соединенных Штатов, по которым может быть нанесен удар, и было сказано, что Кремль может нанести удар с помощью гиперзвуковых ракет с ядерными боеголовками в течение пяти минут, если начнется война. Речь идет, очевидно, об американских командных центрах и центрах управления.

В своей важной речи, произнесенной в марте 2019 года, начальник российского Генерального штаба генерал армии Валерий Герасимов подчеркнул: Россия была вынуждена «планировать нанесение в будущем ударов по центрам принятия решений». Это очень серьезная угроза, поскольку Вашингтон не защищен от гиперзвуковых ракет и не имеет достаточного количества глубоких подземных бункеров, способных обеспечить безопасность национальных командных структур в случае внезапного ядерного удара. Президент Соединенных Штатов должен быть вывезен из Вашингтона до удара российских ракет, а это означает, что должно быть достаточно времени для проведения подобной эвакуации. Ядерные удары по командным центрам будут нанесены только в контексте полномасштабной ядерной войны.

Россия с 2011 года говорит о подводных лодках, на борту которых размещены стратегические крылатые ракеты. Эти ракеты двойного базирования способны обойти положения нового договора СНВ, поскольку он не ограничивает их количество. В апреле 2019 года агентство ТАСС сообщило, что Россия после 2027 года может принять на вооружение подводные лодки класса «Борей-К» с крылатыми ракетами на борту. «Борей» — самая современная российская стратегическая подводная лодка. Версии этой подводной лодки с шахтами для крылатых ракет и с ядерным оружием в их арсенале не ограничиваются новым договором СНВ, хотя они способны иметь большое количество крылатых ракет с ядерными головными частями. Агентство ТАСС также сообщило о том, что Россия разрабатывает многоцелевые подводные лодки пятого поколения, которые будут вооружены различными ударными системами, в том числе гиперзвуковыми ракетами «Циркон».

В последние несколько месяцев высокопоставленные российские чиновники угрожали начать гонку вооружений, расхваливали новые виды российского супероружия, а также предупреждали об окончании процесса контроля над вооружениями и о начале гонки вооружений. Более того, Россия устроила провокации с использованием бомбардировщиков, включая направление в Венесуэлу самолетов Ту-160, способных нести ядерное оружие, и в результате возникла угроза повторения Кубинского ракетного кризиса.

Мы не выступаем с подобными угрозами в отношении России. На самом деле мы никогда не говорили о том, что может с ней произойти, если она применит ядерное оружие.

Российские нарушения Договора РСМД

Россия нарушает положения Договора РСМД весьма существенным образом. Судя по всему, речь идет не только о ракете наземного базирования, которая может оснащаться ядерной боеголовкой и которую правительство Соединенных Штатов официально считает нарушением положений Договора РСМД. Вот что сказал министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс (Edgars Rinkevics): «Нам известно о том, что договор РСМД был нарушен задолго до того, как Соединенные Штаты приняли решение о выходе из него. Мы давно знали и много раз говорили о том, что четыре различных типа ракет (они запрещены по договору РСМД) уже нацелены на прибалтийские государства, — они размещены в Калининграде, а также на российской территории вблизи наших границ».

Что касается ракеты 9М729 (SSC-8), то данные относительно ее возможностей столь очевидны, что НАТО назвала ее «очень серьезным нарушением» Договора РСМД. К сожалению, это не единственное сообщение о нарушении этого договора.

По данным российской прессы, в том числе государственной, российская ракета наземного базирования Р-500/9М728 имеет радиус действия, нарушающий положения Договора РСМД. Русские во время своего представления в 2019 году в Москве пусковой установки и контейнеров с ракетами 9М729 и 9М728, по сути, подтвердили, что ракета Р-500/9М729 является еще одним нарушением Договора РСМД. По утверждению русских, ракета 9М729 является улучшенной версией ракеты 9М728. Длина контейнера ракеты 9М729 составляет 8 метров, а контейнер ракеты 9М728 оказался лишь немного короче. Поэтому русские считают, что радиус действия этих ракет составляет менее 500 километров, и подобные утверждения можно воспринимать как оскорбление наших интеллектуальных способностей. По словам помощника заместителя министра обороны Дэвида Трахтенберга (David Trachtenberg), «во время испытаний в России этого наземного комплекса радиус его действия значительно превысил установленные Договором РСМД пределы, однако Россия произвела их и развернула их». Если радиус действия ракеты 9М729 «значительно превышает установленные Договором РСМД границы, то совершенно очевидно, что радиус ракеты 9М728 тоже может превышать установленные договором РСМД рамки, особенно если принять в расчет тот факт, что контролируемая Договором РСМД дальность (до момента расходования всего топлива) будет значительно больше, чем в случае любого вероятного оперативного испытания этой ракеты.

«Бастион» — это развернутый российский береговой противокорабельный ракетный комплекс, способный также поражать цели на земле и оснащенный сверхзвуковой ракетой «Оникс» (3М55). В июле 2016 «Интерфакс», главное российское неофициальное новостное агентство, опубликовал такое сообщение: «Оперативный радиус действия комплекса береговой защиты „Бастион", оснащенного крылатыми ракетами, составляет 600 километров, и он может использоваться против надводных кораблей различных классов и типов». В Докладе 2017 года Национального центра аэрокосмической разведки (2017 National Air and Space Committee Intelligence) было сказано, что ракета 3М55 (её называют также П-800 «Оникс») может оснащаться ядерным зарядом.

Пока не ясно, какую четвертую ракету имел в виду министр иностранных дел Латвии Эдгарс Ринкевичс. Возможно, он говорил о какой-то ракете из советского наследия, или о версии ракеты «Искандер-М».

Недавно объявленные российские программы по разработке наземных гиперзвуковых ракет, судя по всему, будут реализованы к 2020 году, и они не являются ответом на приостановление Соединенными Штатами выполнения обязательств по Договору РСМД и на выход из него, как это утверждает российская сторона. Очевидно, что работа над реализацией этих программ ведется уже в течение нескольких лет. Судя по всему, большая их часть была упомянута в пресловутом Послании президента Путина Федеральному собранию, с которым он выступил 1 марта 2018 года, то есть за шесть месяцев до объявления Соединенными Штатами о своем намерении ответить на нарушения Россией положений Договора РСМД. Что касается остальных разработок, то они, вероятно, тоже представляют собой секретные программы по созданию ракетных систем, нарушающих положения Договора РСМД, однако публично о них ничего не говорится, но они могут использоваться в качестве угрозы.

То же самое относится к программе по созданию наземной версии ракеты «Калибр», которая, вероятно, будет принята на вооружение к 2020 году и которая явно не является новой программой. Сообщения о наземной версии ракеты «Калибр» (Club) появились еще в 2012 году. Предположение о том, что контроль над вооружениями обеспечивает транспарентность, совершенно не соответствует реальности, если его участником является Россия.

Выводы

Складывается не очень приятная картина. В течение последних 25 лет мы были как лунатики и большую часть времени отрицали наличие исходящей от России ядерной угрозы. Сегодня мы начинаем приходить в себя и отказываемся от подобного состояния, однако нам еще многое предстоит сделать в этом направлении. Путин опасен. В этой связи уместно обратить внимание на то, что сказал его официальный представитель Песков: «Я могу лишь сказать, что Путин, как нормальный человек, конечно же, может высказывать негативное мнение в отношении того или иного человека или процесса. И так, что от этого кровь стынет в жилах».

Даже в «Обзоре ядерной стратегии США 2018» содержится недостаточно рекомендаций относительно программ, способных скорректировать то колоссальное неравенство, которое существует в области нестратегического ядерного оружия. Кроме того, если американским левым удастся помешать реализации программы поддержания и модернизации ядерной триады, то это может привести к тому, что Путин первым применит ядерное оружие.

Марк Шнайдер — главный аналитик Национального института государственной политики (National Institute for Public Policy). До выхода на пенсию д-р Шнайдер занимал много высших должностей в Управлении Министерства обороны по разработке политики (директор отдела разработки политики в области вооруженных сил, главный директор по стратегической обороне, космосу и верификационной политике, директор отдела политики по контролю в области стратегических вооружений, представитель министра обороны в Комиссиях по имплементации соглашений по контролю над вооружениями). Кроме того, он занимал высокий пост во внешнеполитическом ведомстве и входил в состав Отдела политического планирования Госдепартамента.

Обсудить
Рекомендуем