Продолжаем ли мы верить в талисманы, способные наделить своего хозяина злыми силами?
Помню, я задумался об этом в День независимости Финляндии. Тогда три жалких скинхеда пронесли по столичной площади Хаканиеми флаги со свастикой. Этот поступок вызвал в Финляндии всплеск негодования. Наверное, те события запомнили многие финны. Прошли ответные демонстрации, в социальных сетях появились комментарии, полные возмущения, министр финансов Финляндии Петтери Орпо (Petteri Orpo) опубликовал твит о правильности решения полиции конфисковать нацистские флаги.
Задумайтесь: в Китае государство поместило миллион уйгуров в концентрационные лагеря и следит за их действиями при помощи дронов, замаскированных под птиц. Как в худшем кошмаре Оруэлла. Но если сейчас лидер Китая прилетит в Финляндию, его тепло поприветствует президент, премьер-министр и руководители крупных предприятий. Один такой визит, кстати, уже состоялся.
Лидер Китая носит не форму со свастикой, а темный костюм, сшитый западными портными. Поэтому ему говорят: «Добро пожаловать, дорогой партнер и важный коллега».
Однако все будет обстоять совсем иначе, если трое хилых мальчуганов поднимут символы давно исчезнувшего насильственного государства. Все напрягутся или будут в ярости. Ведь эти несчастные могут нести в себе зло, поскольку поднимают флаги со знаками зла.
Размышляя обо всем этом, я вспомнил свою уже давно почившую бабушку. Она как раз была своего рода фашистом. Думая о бабушке, я понял, что идеология прошлого превратилась из мировоззрения обычных людей в воображаемого монстра, которым запугивают детей и взрослых.
Вы ведь помните, что совсем недавно нацистами были целые поколения. Сторонниками фашизма были профессора и министры. В юности моя бабушка отправилась в Берлин, чтобы учиться делать колодки — сейчас бы сказали, что она поехала в Берлин, чтобы стать дизайнером. Там, на обувном заводе, моя бабушка научилась говорить «Хайль Гитлер». После войны об этом особо не вспоминали, но приближалась смерть, дарящая свободу, и моя бабушка, сидя в кресле-качалке, любила комментировать новостные передачи примерно в таком стиле:
«Ага-ага, там Эркки Туомиоя, и у коммунистов огненно-красные галстуки. А вот я — фашист». Родственники краснели. (Erkki Tuomioja, бывший министр иностранных дел ‒ прим. пер.)
Но для меня бабушка в первую очередь была бабушкой. Она готовила внукам котлеты и блины. На фотографии она везет меня в тачке и улыбается. Я не хочу говорить о ней ничего плохого.
Было время, когда обычные люди становились фашистами так же легко, как сейчас мы оформляем скидочные карты в магазинах. Тогда, как и в современном Китае и Финляндии, все хотели изменить мир в лучшую сторону и никогда — в худшую.
Говорят, что о нацизме нельзя забывать, что этот период должен послужить серьезным уроком. Однако именно в тот момент, когда мы видим в чем-то символы зла и плохих людей, мы забываем важнейший урок, который только можно получить: граница зла проходит не между людьми, а внутри каждого отдельного человека. Совершить зло способны все, обычно даже не замечая этого. Потому что зачастую мы поступаем так же, как и люди вокруг.
На выборах в Европейский парламент вновь прошли люди, считающие, что Европе угрожают плохие мусульмане, а также гомосексуалисты и лесбиянки, под дудку которых приходится плясать всему миру. Люди моего собственного круга, представители гуманитарных наук, журналисты и преподаватели университетов, уверены в том, что эти партии и их сторонники — плохие люди. Мои коллеги кричат об угрозе фашизма, делают мемы из записей в блоге Юсси Халлы-ахо десятилетней давности (Jussi Halla-aho, председатель партии «Истинные финны» (Perussuomalaiset) — прим. пер.). Они трясут кулаками, провозглашают себя хорошими, противниками зла.
Самая большая сложность заключается в том, что никто на самом деле не является плохим, хотя зло есть во всех. Даже фашист — не плохой человек, он только прожил такую жизнь, которая сделала его фашистом. Я знаю это по своей семье.
С добром и злом связаны ситуации и условия, мнения, контекст, выбор. Поэтому невозможно однозначно находиться на стороне добра, борющегося со злом. Если бы это было возможно, все были бы на стороне добра. Поэтому зло нельзя связывать со свастикой и нельзя избавиться от него, запретив ее. Поэтому нельзя указывать на зло в другом человеке и при этом не указывать на себя самого.
Все люди хотят поступать хорошо, но в то же время совершают зло. Этот недостаток и дефект мог бы объединить нас и решить многие наши проблемы. Только сначала это нужно признать.
Автор статьи — профессор финно-угорских языков, который, скорее всего, с вами не согласен.