На протяжении всей арабо-мусульманской истории евнухи играли важную роль в управлении делами государства. Они руководили армиями, занимали важные должности, отстраняли правителей от власти и передавали ее другим.
Евнухи играли важную роль во времена фараонов, греков, римлян и персов, а также в истории средневековой Европы и в современной истории как на Востоке, так и на Западе. Об этом рассказал в интервью «Расиф 22» профессор современной истории д-р Имад Хилал.
Евнухами становились по нескольким причинам. Во-первых, только евнухи могли охранять женщин и удовлетворять все их потребности. Во-вторых, некоторых рабов делали евнухами, чтобы сохранить высокий голос для пения, как это было в Италии в Средние века. В-третьих, евнухами становились прелюбодеи и некоторые другие преступники.
Возникновение практики использования евнухов при Омейядах
Использование евнухов началось во времена Омейядского халифата (661-749 гг). По словам д-ра Имада Хилала, Муавия ибн Абу Суфьян (661-680 гг.) был первым, кто использовал евнухов для охраны женщин во дворце.
Профессор новой и новейшей истории д-р Хамад Наджи утверждает, что Язид ибн Муавия (679-682 гг.) был первым, кто использовал евнухов для охраны женщин во время военных походов. Во времена его правления евнухи занимали важные должности. Например, евнух по имени Фатх имел должность служителя Дивана.
В своей книге «История халифов» Джалал ад-Дин ас-Суюти рассказал, что возвеличивание евнухов стало одной из причин неприязни жителей Медины к Язиду, которые активно выражали свое недовольство.
После правления Язида увеличилось число евнухов во дворцах омейядских халифов. У халифа Умара ибн Абдул-Азиза (717-719 гг.) было несколько евнухов, в том числе Абу Умайя, Мансур и Мутхада. А последний омейядский халиф Марван бен Мухаммед (738-749 гг.) имел евнуха по имени Саад.
Охрана халифов и убийство конкурентов при Аббасидах
Правители аббасидской династии тратили огромные деньги на евнухов. Они одевали их в роскошные одежды и украшали самыми прекрасными драгоценностями. Им даже позволялось участвовать в советах и процессиях вместе с халифами. Об этом пишет д-р Мухаммед Абдалла Абд Фаиз аль-Муамури и д-р Юсеф Кадим Джахиль аш-Шамри в своем исследовании «Евнухи в арабо-мусульманском государстве до 656 г. по хиджре (1258 г. н.э.)»
В своей книге «Полная история» Ибн аль-Атир пишет, что в шествии халифа Харуна ар-Рашида (786-808 гг.) участвовало 400 евнухов, несущих миски с орехами, которые они бросали в тех, кто вставал на пути халифа.
Некоторые евнухи участвовали в создании городов, как это произошло в 787 году. Фараджу-евнуху было поручено построить город Тарсус (в настоящее время находится в Турции) во время правления Харуна ар-Рашида. Об этом упоминает Халифа бен Хайят в своей книге «Тарих».
У халифа Аль-Амина (807-813 гг.) были совсем другие отношения с евнухами. В своей книге «История пророков и царей» ат-Табари пишет, что тот использовал их для удовлетворения своих сексуальных желаний.
В книгах «Евнухи» и «История Багдада» Хатиба аль-Багдади говорится о том, что большое количество евнухов находилось на военной службе у правителя Абу аль-Фадля Джафара аль-Муктадира Биллаха (908-932 гг.).
Один из турецких военачальников Мунас аль-Хадм настолько ловко управлял политическими делами, что вскоре стал человеком, без которого нельзя было обойтись в управлении военными делами.
Контроль государства при Фатимидах
При Фатимидах евнухи продолжали пользоваться влиянием во дворцах халифов. По словам аль-Муамури и аш-Шамри, фатимидский халиф Аль-Азиз Биллах (975-996 гг.) владел белым рабом по имени Абу аль-Фатух Бараджан. Он настолько доверял ему, что позволил воспитывать своего сына аль-Хакима Биамриаллаха, который вступил на престол в возрасте 11 лет. Халиф оказался тираном, поэтому Бараджану пришлось стать посредником между народом и новым правителем.
Вскоре Бараджан восстал против аль-Хакима Биамриаллаха. Он взял бразды правления в свои руки и относился к халифу с иронией и неуважением. И, похоже, Бараджан относился так ко всем. Его поведение привело к тому, что слуги объединились и зарезали его в саду. Об этом рассказал Такиюддин аль-Макризи в сочинении «Книга увещаний и назиданий в рассказе о кварталах и памятниках».
Такой же трагический конец настиг чёрного евнуха Джаухара, который служил последнему фатимидскому халифу Аль-Адиду Лидиниллаху (1160-1172 гг.). Д-р Асия бинт Сулейман ан-Накали в своем исследовании «Евнухи и их роль при дворе мамлюкских султанов» рассказала, что влияние чёрных рабов настолько возросло в армии Фатимидов в тот период, что они смогли взять под контроль дворец.
Когда Салах ад-Дин Юсуф бен Айюб сделал Асада ад-Дина Ширкуха вазиром ад-Дауля, чёрные рабы оказали ему сопротивление и устроили заговор, чтобы отстранить его от власти, но Салах ад-Дин узнал о заговоре. Он казнил всех заговорщиков, а затем укрепил свои позиции, что впоследствии позволило ему совершить переворот против Фатимидского халифата и создать государство Айюбидов в Египте в 1171 году.
Заговоры против правителей и командование армией в Андалусии
Многие сакалиба (белые рабы) обладали хорошими физическими данными, выносливостью и силой, поэтому они чаще всего становились частью гвардии андалузских правителей. Наср-евнух командовал андалузским флотом в 844 году во время сражений против норманнов и проявил большое мужество. Об этом говорит Хазал Ясин Мустафа в своем исследовании «Евнухи-сакалиба в Андалусии: современный эмират и халифат в 183-422 гг. по хиджре (755-1030 гг. н.э)».
В эпоху правления Абдул-Рахмана бен Абдул Хакама (821-852 гг.) Наср-евнух изо всех сил пытался изменить порядок престолонаследия, желая возвести на трон эмира Абдаллу, а не Мухаммеда. Когда он потерпел неудачу, то попытался отравить эмира. Его заговор был раскрыт, поэтому Наср-евнух был вынужден выпить яд. Об этом рассказывает Хайян бен Халаф в сочинении «Книга заимствующего сведения о людях Андалусии».
Евнух по имени Ясир участвовал в заговоре против халифа Абд аль-Рахмана ан-Насера Лидиниллаха в 949 году. Он также пытался отстранить наследного принца от власти и возвести на трон его брата Абдалла, но его заговор был раскрыт.
В результате растущего влияния евнухи заняли высокие политические должности. Одним из них был Бадр. Седьмой правитель государства Омейядов в Андалусии эмир Абу Мухаммед Абдалла ибн Мухаммед (912-988 гг.) отвел Бадру место в Совете эмира. Таким образом, Бадр сначала стал одним из советников эмира, а затем преемником.
Евнухи у власти при Ихшидидах
Наивысшее положение евнухи достигли в эпоху правления Кафура аль-Ихшидида в Египте между 966 и 968 годами. Профессор новой и новейшей истории д-р Хамад Наджи утверждает, что Кафур был эфиопским евнухом, купленным основателем династии Ихшидидов Мухаммедом ибн Тугджом аль-Ихшишидом для своих детей. Правитель назначил его военачальником, а после смерти ибн Тугджа в 946 году он стал регентом наследника и получил власть над всеми ихшидидскими владениями.
Тем не менее, ни в одном историческом источнике не упоминается, что Кафур был евнухом. Все позднейшие историки основывались на стихах Абу ат-Тайиба аль-Мутанабби, в которых он высмеивает Кафура и называет евнухом.
По словам д-ра Имада Хилала, Кафур не был рабом или евнухом, а был свободным человеком.
Представитель власти при Айюбидах
Во время правления Салах ад-Дина аль-Айюби высокое положение занимал евнух Баха ад-Дин Каракуш бен Абдалла аль-Асади. Айюбидский султан поручил ему наблюдать за делами дворца и гарема, когда прибыл в Египет в 1174 году. Затем он предоставил ему полномочия для управления делами государства, разрешил построить стену вокруг Каира и крепость, по словам аль-Накали.
Советник как «султан» при мамлюках
В эпоху мамлюков ситуация не изменилась, а евнухи продолжали пользоваться большим влиянием во властных кругах. Аль-Накали рассказал, что евнухи во времена правления Исмаила бен Мухаммеда бен Калавуна (1342-1345 гг.) взяли на себя управление государственными делами и установили контроль над султаном с помощью «колдовства». Они захватили большие территории, покупали прекрасных лошадей, одевались в роскошные одежды и устраивали заговоры против правителей.
Борьба за власть между белыми и чёрными евнухами при османах
В османскую эпоху влияние евнухов достигло пика. Государство столкнулось с жесткой конкуренцией за влияние между белыми и чёрными евнухами.
В своем исследовании «Гарем султанов и его роль в общественной жизни Османской империи» д-р Имад аль-Джавахири утверждает, что султаны отказались от использования белых евнухов и заменили их чёрными. Большинство белых евнухов были родом с Кавказа и занимали должности в гареме со времен правления султана Мурада III (1574-1595 гг.).
Аль-Джавахири считает, что изменения в гареме произошли из-за чувств, которые султан питал к белым евнухам с Кавказа.
Таким образом, со временем чёрные евнухи получили большое влияние. Главным среди них стал Баб ас-Саада, которому было поручено наблюдать за святынями в Хиджазе.
Главный чёрный евнух был третьим лицом в государстве после Великого визиря и Шейха-аль-ислама. Он был на одном уровне с министрами. Адресованные ему письма на турецком языке начинались со слов «Его превосходительство», а на французском языке со слов «Его Высочество». Подобное обращение также использовалось по отношению к шехзаде правящей Османской династии. Об этом рассказал д-р Абдул-Азиз Мухаммад аш-Шеннави в своей книге «Османская империя — исламское государство, которое оклеветали».
В 1715 году была предпринята попытка отстранить евнухов от власти из-за растущего влияния и вмешательства в государственные дела. Великий визирь приказал Али-паше прекратить практику оскопления в надежде искоренить евнухов, но после его смерти все вернулось на круги своя.
Во время правления султана Мустафы III (1757-1774 гг.) была предпринята попытка ограничить влияние евнухов на вакфы, находящиеся за пределами султанского дворца. Великий визирь Рагиб-паша отобрал у главных евнухов контроль за доходами от вакфов и передал их в ведение Дефтердару — министру финансов и главному казначею Османской империи. Его действия привели к увеличению доходов от вакфов и уменьшению влияния евнухов.
Такое положение дел продолжалось всего несколько лет, а после деятельность евнухов за пределами дворцов приобрела прежний размах. Кроме того, аш-Шеннави рассказывает, что глава чёрных евнухов (Кызляр-ага) добился, чтобы османское правительство компенсировало евнухам потери, понесенные ими в период, когда они были лишены дохода от вакфов.