Слова Руслана Стефанчука о необходимости проведения референдума по вступлению Украины в ЕС и НАТО многие восприняли за позицию президента о внешнеполитическом курсе страны.
Мы уже слышали заявление главы аппарата президента Андрея Богдана по поводу вступления в альянс через всенародное голосование. После этого были заверения, что референдум будет носить исключительно консультативный характер. Такой себе соцопрос за государственные деньги. Впоследствии нам заявили, что у президента есть мечта — «Государство в смартфоне». Причем речь идет не только об электронных государственных сервисах, но и о возможности каждого гражданина вносить правки в законы, принимать участие в плебисците, соглашаться, либо отклонять решение правительства. Стефанчук подчеркнул, что референдум может стать условием, «которое создаст государство Украина». Более того! Выступил за имплементацию решения референдума 2000 года
«Это касается важнейших вопросов. У нас будет петиционный механизм, когда люди смогут проголосовать «за» и «против» какой-то идеи… Референдум — это процесс, который может привести к Брекситу, и может создать государство Украина. Наша задача, изучив весь мировой опыт, предложить украинцам такой механизм, который даст возможность использовать эту великую силу на благо Украины», — рассказал Стефанчук. Кроме того представитель президента подчеркнул, что украинцев необходимо «научить нести ответственность за свой выбор». Вот чего-чего, а этого явно будет достаточно. Можете не сомневаться. Ведь речь идет об охлократии, которую нам пытаются выдать за прямую демократию.
И здесь возникает следующий вопрос. Что делать с результатами всенародных голосований дальше? Ведь, согласно выводам конституционного суда от 2000 года, любой референдум на Украине носит не консультативный, а обязательный характер. Привет господину Богдану и его обещаниям относительно ознакомительного характера референдума по НАТО! В связи с этим возникает определенная коллизия. Согласно основному закону государства, и это указывается в решении конституционного суда, «внесение изменений в конституцию Украины относится к полномочиям Верховной рады Украины». Таким образом, результаты референдума являются обязательными для рассмотрения и реализации парламентом. Но Верховная рада должна принять изменения голосованием в зале. Причем не менее 300 голосами, если речь идет об изменениях в конституцию. Во что превратится украинский парламент, если он будет только и делать, что утверждать принятые не им решения? В канцелярию? В чиновников, которые не имеют права на собственную позицию.
На апрельский референдум 2000 года, на который ссылается господин Стефанчук, тогдашний президент Леонид Кучма пытался вынести 6 вопросов. Два из них были отклонены конституционным судом. Речь о недоверии к Верховной раде Украины и по этому поводу ее роспуске, а также о принятии конституции на всеукраинском референдуме. Ничего не напоминает? Привет президенту Зеленскому о роспуске Рады из-за потери ею «доверия народа». Все самое отвратительное в украинской политике придумано до них. Следует отметить, что конституционность процедур является крайне важной для дальнейшей судьбы украинского государства. Напомню, что одним из основных пунктов резолюции Совета Европы относительно проведения реформ властных институций на Украине в начале 2000-х были рекомендации приостановить членство Украины в Совете Европы в случае, если результаты референдума будут имплементированы неконституционным путем или если Конституция Украины будет изменена неконституционным путем.
Очевидно, что президент пытается уничтожить парламентаризм на Украине, превратив Верховную раду в «не место для дискуссий». Если это не разрушение государства, то что тогда?
То, что предлагает команда президента Зеленского является демонтажем Верховной рады как учреждения. А с ней и местных советов. Зачем они, если смартфоны правят миром? Вспомним, как после всенародного голосования 2000 года, Кучма говорил, что референдум был нужен для того, чтобы Верховная рада не превращалась в «политический орган». Тогда украинский народ услышал президента и согласился, что избрание сокращенного количества депутатов в двухпалатный парламент должно проходить исключительно по мажоритарной системе. В день голосования гарант конституции заявил прессе, что этот референдум должен быть не последним в народной жизни.
А Виктор Медведчук — тогда первый заместитель председателя Верховной рады Украины отметил: «Имеет ли право в данном случае государственный орган, которым является Верховная рада, изменить мнение народа или отвечать на позицию избирателей каким-то другим образом? Мне кажется, как раз речь идет об узурпации власти». Продолжая эту мысль, он заметил, что: «Даже если парламент примет положительное решение, то не будет ли это дублированием воли тех, кто сегодня является единственным источником власти на Украине?»
От четкого соблюдения конституционных норм зависит будущее пребывание Украины в европейских структурах. То есть, ответственность за присутствие Украины в мире возлагается на парламентариев. Но они беспозвоночны, безголосны, несубъектны.
В Великобритании прошел один референдум. И него была разрушительная сила. На Украине же собираются проводить Брексит ежедневно, еженедельно, ежемесячно. Между утренним кофе и зачетами в университете. Людям, далеким от политики, предлагается решать они «за» или «против» законов, где каждая запятая стоит миллионы гривен, или даже человеческие жизни. И все это в условиях деградированных медиа и отсутствии отвращения к популизму. Петиционные механизмы, которые нам обещает команда президента, являются способом переложить ответственность на дезориентированное сманипулированное общество. Но не только.
Это еще и направление тотального недоверия к власти, обеспечившего господину Зеленскому победу, на соседа — такого же гражданина, который просто поверил телевизору. Вспомним о влиянии на украинцев предвыборных баталий. А теперь представим, что будет происходить вокруг вопросов языка, войны, отношений с агрессором и распределения бюджетных средств — то ли на проедание, то ли на развитие. Законы, в которые будут вноситься миллионы поправок, никогда не будут приняты.
Итак, основная проблема референдумов — это сам референдум. Как бы не случилось так, что Украина, которая добивается изгнания Российской Федерации из международных структур из-за агрессию против себя, сама окажется за пределами международного пространства только потому, что кому-то хочется обратиться к «воле народа».