Сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ), начавшаяся в понедельник, 24 июня, станет решающей для будущего этой панъевропейской организации, отстаивающей общие стандарты защиты прав человека, демократии и диктатуры закона. ПАСЕ будет обсуждать поправки к регламенту ассамблеи, которые позволят ограничить масштаб так называемых «санкций» — ограничений на право голосовать и принимать участие в сессиях ассамблеи, которые могут быть введены против делегаций отдельных стран-членов за нарушения их обязательств.
Эти поправки были предложены в качестве одного из возможных способов выхода из нынешнего кризиса, спровоцированного ограничениями в отношении российской делегации, которые были введены в ответ на аннексию Крыма Россией и ее участие в военном конфликте в Донбассе. С 2016 года Россия отказывалась принимать участие в работе ассамблеи до тех пор, пока полномочия ее делегации не будут полностью восстановлены, и пока сама возможность введения подобных ограничений не будет устранена, а в 2017 году она перестала платить членские взносы.
Мы достигли той точки, когда Россия угрожает выйти из Совета Европы, прекратив свое участие в Европейской конвенции по правам человека. Упомянутые выше поправки, по всей видимости, являются вполне разумным решением, поскольку они позволяют устранить расхождения между положениями регламента ассамблеи касательно ограничений полномочий национальных делегаций и положениями устава Совета Европы касательно равноправного участия всех стран-членов в процессе принятия ключевых решений.
Важно отметить, что эти поправки сохраняют возможность введения определенных ограничений. Они также согласуются с решением комитета министров по этому вопросу, которое было принято 17 мая в Хельсинки. У этого подхода есть свои плюсы и минусы, но критики не могут предложить никаких альтернативных вариантов, помимо того, чтобы сохранять текущий статус-кво.
Между тем очевидно, что сохранять нынешнее положение вещей больше нельзя. Если кризис не будет урегулирован на этой неделе, существует высокая вероятность того, что Россия выйдет из Совета Европы уже к концу июня. Кроме того, российские власти представили свое участие в выборах нового генерального секретаря Совета Европы, которые тоже должны состояться во время текущей сессии на этой неделе, в качестве обязательного условия, чтобы Россия осталась в составе Совета Европы. К перспективе выхода России необходимо отнестись очень серьезно, потому что это не «просто блеф».
Если решение не будет принято на этой неделе, вероятнее всего, это спровоцирует выход России из организации со всеми сопутствующими этому негативными последствиями для российской общественности и Совета Европы в целом.
Как отметили российские правозащитники в ноябре 2018 года, такой шаг не поможет остановить массовые нарушения прав человека в России и только отсрочит урегулирование конфликта в Донбассе и возвращение Крыма под юрисдикцию Украины.
Возможность оказывать влияние будет утрачена?
Выход России будет иметь необратимые последствия и лишит Совет Европы всех существующих возможностей повлиять на ситуацию в Крыму и Донбассе, а также внутри России. Любые санкции — это лишь инструмент для достижения цели, а не сама цель. Цель ограничений полномочий российской делегации в ПАСЕ заключалась в том, чтобы заставить Россию соблюдать нормы международного права в отношении аннексированного Крыма и конфликта в Донбассе.
Прошло уже пять лет, и нам необходимо признать, что эти санкции не позволили нам достичь поставленной цели. Поэтому те, кто действительно хочет заставить российские власти соблюдать нормы международного права, должны сосредоточиться на поисках более эффективных способов и инструментов для достижения этой цели. Как это можно сделать?
Во-вторых, нынешний кризис должен послужить поводом для усовершенствования того набора инструментов, которые Совет Европы может применять для устранения вопиющих и систематических нарушений норм этой организации со стороны отдельных ее членов. Необходимо продолжить работу над предложением комитета министров по созданию новой процедуры выработки согласованного ответа на подобные ситуации, включая решения об ограничении полномочий и исключении отдельных членов этой организации.
Если вести работу в этих двух направлениях, это станет свидетельством того, что ПАСЕ не просто прибегает к краткосрочному тактическому решению кризиса, допуская «безусловное возвращение российской делегации» и тем самым «умиротворение агрессора», но, напротив, работает над долгосрочной более сильной стратегией реагирования на нарушения, совершаемые как Россией, так и другими государствами-членами.
Константин Баранов — член координационного совета международного Молодежного правозащитного движения. Юрий Джибладзе — президент «Центра развития демократии и прав человека» и координатор рабочей группы Гражданского форума ЕС-Россия.