Сразу признаюсь, что не люблю такой упадочной дихотомии. Но, поскольку большинство украинских медиа, и особенно их гуру-проповедники, не спешат выходить за рамки разделения: Петр Порошенко — сплошная победа, а Зеленский — только черная измена, то предлагаю поближе присмотреться к нескольким чрезвычайно интересным явлениям последних дней. Речь идет о внешней политике украинского государства и невероятных спекуляциях вокруг нее.
Никто не будет отрицать, что самой удачной темой президента Порошенко была внешняя политика. Он с достоинством и уверенно представлял Украину на международной арене, был искусным переговорщиком на встречах самого высокого уровня. Правда, стоит при этом отметить, что тогда на всех переговорах западный мир был на стороне Украины. А это немалого стоит. Вместе с Западом можно даже Путина преодолеть. Однако не преодолели. Хотя остановили.
Что же помешало? Украинские аналитики называют разные причины. В ход идет все: от самых фантастических (заговорщицких) до геополитических — фаталистических мотивов. Как правило, среди объяснений преобладала заговорщицкая теория. О канцлере Германии, например, говорили, как об агенте Москвы из-за ее восточногерманского происхождения. А об Америке — как о стране, которая хочет властвовать над всем миром, и поэтому эта война не является российско-украинской, а войной США и России за сферы влияния. Не обходилось и без фаталистических объяснений, согласно которым Запад не верит в потенциал Украины как государства, а потому вот-вот предаст ее и разделит с Россией на отдельные зоны контроля. И якобы от полного фиаско Украину спасал только дипломатический гений Петра Порошенко.
План Портникова
Одним из наиболее вменяемых и здравомыслящих аналитиков на Украине является, без сомнения, Виталий Портников. Он пытается беспристрастно анализировать ситуацию, хотя никогда и не скрывал своих показательных симпатий к Порошенко. Так вот, из ряда его видеоматериалов и текстов вырисовывается такая картина. После смены высшего руководства на Украине изменилась и позиция Запада в отношении украинского государства. Неопытный Зеленский будто делает Украину слабой. Поэтому президент Франции Макрон «бескомпромиссно» выступил за незамедлительное возвращение России в Парламентскую ассамблею Совета Европы. Причем, не учитывая, позицию Украины. Ангела Меркель на встрече с президентом Зеленским недвусмысленно подчеркнула важность строительства «Северного потока — 2». А во времена Порошенко это все было иначе.
Не менее интересным является объяснение и внешней политики США. Украинский аналитик считает, что президенту Америки Дональду Трампу крайне необходимы внешние победы, поскольку тот вступил в избирательную кампанию за следующее президентство. И поскольку не все так гладко с Китаем, Ираном, Израилем и Венесуэлой, то он захочет какой-нибудь победы в «союзе» с Путиным. Портников допускает, что такая договоренность двух президентов может произойти уже во время саммита в японской Осаке.
И далее на основании этих предположений начинаются чистые фантазии. Мол, Трамп и Путин договорятся о совместной деолигархизации Украины и превращения ее в «буферную» зону между Россией и Западом. В подтверждение своего предположения Портников приводит пример последних событий в Молдавии. И все это Зеленскому якобы должны сообщить в Вашингтоне во время предстоящего официального визита. Ему могут предложить: прекращение войны на Донбассе (просто перестанут стрелять), оказание финансовой помощи и спасение от опекунов-олигархов, заменив их на опекунов из Белого дома, Кремля и Еврокомиссии. Как следствие, Украина окончательно утратит свою субъектность в пользу Вашингтона и Москвы. Наступит мир, произойдет фиксация бедности и разделение на зоны внешнего влияния. Вывод, Украина как субъект перестанет существовать.
Что не так?
Во всех таких прогнозах и концепциях есть несколько важных недостатков. Таким является, например, предвзятое отношение к личности действующего президента и безосновательные обвинения его в намерениях «сдать» Украину. Хочется предположить, что это рудименты избирательных баталий, а не твердые убеждения аналитиков. Потому что на самом деле: кто будет побеждать в избирательных гонках только для того, чтобы развалить свою же страну? Вторым недостатком подобного анализа может быть чрезмерная симпатия, а, следовательно, отсутствие критики в отношении экс-президента Порошенко. Хотя именно здесь стоило бы особенно задуматься.
Дело в том, что украинцы привыкли часто перекладывать вину за собственные неудачи и провалы на посторонние силы. Отсюда происходят обвинения Запада в чрезмерной робости, промедлении и отсутствии компромисса. Конечно, как гаранты международного права и хранители западных ценностей эти страны должны были бы проявлять не только обеспокоенность агрессией России против суверенной Украины. Но и от Украины многое зависело.
Последние пять лет Украина имела прекрасные шансы вырваться из российской орбиты и начать движение к западному миру. Имела, но не воспользовалась. Дело в том, что украинцы были чрезвычайно требовательными к своим западным партнерам и слишком снисходительными к самим себе. О чем идет речь? Речь идет о том, что украинское общество пассивно наблюдало за мародерским поведением своей элиты. Закрывало глаза на баснословные факты коррупции, не обращало внимание на имитацию, а по сути саботаж реформ. Не реагировало на «кадровую» политику Петра Порошенко, которая в итоге привела к реваншу старой системы в стране. Вспомним хотя бы генпрокуроров времен Порошенко: Олег Махницкий, Виталий Ярема, Виктор Шокин, Юрий Луценко. Это они развалили все дела против клики Януковича. Это они обогатились на продаже этих дел. Это на них лежит полная ответственность за то, что Украина и в дальнейшем является коррумпированной, неправовой и полуфеодальной страной.
Вспомним также сопротивление парламентского большинства, поддерживающего Порошенко, в создании эффективных антикоррупционных органов на Украине. Вспомним, каким отчаянным было его сопротивление созданию законодательной базы для новых антикоррупционных органов: САП, НАБУ, Антикоррупционного суда. Депутаты от БПП и «Народного фронта» использовали каждую возможность, чтобы изменить содержание этих законов, пытаясь сделать эти органы ручными лакеями президента. Дошло до того, что западный мир начал ставить предоставление финансовой помощи в прямую зависимость от четких формулировок в новых законах. Они думали, что об этом не знали западные доноры? Они думали, что загонят западных партнеров в ловушку и те вынуждены будут и дальше направлять миллиарды долларов на Украину, а украинская «элита» их спокойно будет разворовывать?
Крупнейший перелом в отношениях Украина-Запад произошел тогда, когда западная сторона начала радикально уменьшать финансовую поддержку Украине. Запад устал не от Украины, как об этом кричала русская пропаганда. Запад устал от безграничных аппетитов коррумпированной украинской государственной элиты. От руководства, которое мало, когда руководствовалось государственными интересами, а больше думало о разнообразных схемах для незаконного обогащения.
Печальнее всего в этой истории является судьба граждан Украины. Это на них легло основное бремя защищать страну, материально поддерживать армию, выживать благодаря меркантильности. Это они оплачивали непомерные тарифы, значительную часть которых составляла коррупционная составляющая. И Запад, действительно, устал выделять средства в пропасть. Понял, что на Украине никаких изменений не предвидится, и поэтому постановил выделять этому государству ровно столько, чтобы оно не прекратило своего существования. О каком-то улучшении благосостояния граждан при таких обстоятельствах говорить не приходиться.
И теперь Украине важно выходить на международные переговоры не только в хорошем дипломатическом смокинге, с хорошим английским, но и демонстрировать серьезность и необратимость внутренних изменений в стране. Как показала практика, паскудство в доме какое-то время можно скрыть за красивым фасадом. Однако недолго. Западный мир ждет от Украины новых, честных и внятных месседжей. С Украиной начнут считаться только после того, как она наведет порядок у себя дома.
Вызовы и риски
Если президенту Зеленскому в Вашингтоне действительно предложат финансовую помощь и мир на Донбассе, то их надо принимать безоговорочно. Если к процессу будет привлечена страна-агрессор, то надо признать, что никакого другого выхода, кроме дипломатических переговоров, пока что, к сожалению, не существует. Потому что Запад Россию не победил, Путин не в камере в Гааге и международный трибунал еще не созвали. Такова реальность.
Формат переговоров надо однозначно менять. Задействованными в процесс должны быть ЕС, США, Украина и Россия. Сепаратистов из ОРДЛО и так будет представлять Россия. Она постарается реализовать несколько сценариев: сделать полноправными участниками переговоров так называемые ДНР-ЛНР для усиления своих позиций и внесения сумятицы в переговоры. Надо всегда помнить, что так называемые ДНР-ЛНР — не субъекты, а обычные марионетки России, и поэтому нельзя допускать изменения их статуса. И самым сложным сценарием может стать «возвращение» ОРДЛО на Украину. Без права суда над сепаратистами, без международного миротворческого контингента, без западных военных на российско-украинской границе. Такое «возвращение» будет означать конец Украины.
Если же США удастся освободить Украину от олигархата, и если даже к этому процессу каким-то боком присоединится Россия, в чем есть огромные сомнения, то это будет первой крупнейшей победой демократии на этих просторах. Отмечу, что участие России в такой конфигурации рассматривается исключительно технически, как стороны, которая может заявить, предоставит ли она беженцам убежище. Ни о каком разделении территорий, распределении зон влияния речи вообще не может идти. Ибо западный мир не желает усиление влияния России и не в его интересах исчезновение Украины с карты мира.
Во всех этих внешних конфигурациях для Украины важнейшими являются внутренние изменения: борьба с коррупцией, возвращение реального правосудия, формирование настоящей правоохранительной системы. Только это изменит инвестиционный климат в стране и вернет веру граждан в справедливое государство.
И напоследок. Если кому-то будет важно это прочитанное осознать, то можно утверждать, что Зеленский должен продолжить курс Порошенко в международной политике. Но этому курсу должна соседствовать кардинально новая внутренняя политика.