Профессор Киево-Могилянской академии Константин Сигов отвечает на вопросы Гали Аккерман в рамках конференции в Национальном институте восточных языков и цивилизаций (Париж, 5 июня 2019 года), рассмотрев в частности вопрос избрания Владимира Зеленского президентом Украины 21 апреля 2019 года с 73,2% голосов.
Галина Аккерман: 21 апреля 2019 года Владимир Зеленский был избран президентом Украины с результатом в 73,2% голосов. Как объяснить эти невероятные выборы в стране, которая находится в состоянии войны с 2014 года?
Константин Сигов: Немецкий журналист и эксперт по России Борис Райтшустер (Boris Reitschuster) сообщил мне о проведенном в его стране опросе. В Германии 55% респондентов считают главным источником угрозы США, а 33% — Россию, которая, безусловно, вовлечена в продолжающуюся до сих пор войну на Украине, в двух часах езды от Берлина.
Этот пример говорит о том, что люди не хотят знать, что происходит. Это удивительно в Германии, но на Украине происходит то же самое. Речь идет о чем-то вроде развлечения в понимании Паскаля. Смотреть в лицо такой действительности утомительно.
На этот счет в обществе определенно есть разногласия. Те, кто защищают нашу свободу в Донбассе с 2014 года, поражены тем, что другие живут так, словно войны не существует. На эту тему ведутся жаркие споры. Например, студент с факультета изящных искусств организует выставку, которая насмехается над военными, но вызывает критику участвовавшего в боях преподавателя. Это извечное противостояние между требованием свободы слова и точкой зрения тех, кто сражаются за свободу.
После выборов у нас наступит то, что Марсель Гоше (Marcel Gauchet) называет разочарованием. Общество, СМИ и Европейский союз сыграют в этом свою роль. Это сто дней, по которым будут судить Владимира Зеленского.
— Находящаяся в состоянии войны страна избирает кандидата без опыта и программы… Разве это не проявление инфантильности?
— Не могу сказать, насколько употребимы психологические понятия в сфере политического анализа. Повторюсь, здесь сыграли роль усталость от войны и наблюдающееся в той или иной степени по всей Европе явление: избрание молодого и явно находящегося вне системы кандидата, который воспринимается как новое лицо, отражает глубокий кризис в отношениях граждан с политической элитой. Вера в то, что внесистемная личность может все изменить, представляет собой несколько безумную утопию. Оппозиции следует готовить асимметричный ответ, поскольку грядущие парламентские выборы будут очень важны.
— Зеленский играл в телесериале «Слуга народа», исполнив роль учителя, который, сам того не желая, стал президентом. Эта программа задумывалась с прицелом на его избрание?
— Сценарист и режиссер сериала хорошо известны. Кстати говоря, тот выходил на канале «1+1», который принадлежит олигарху Игорю Коломойскому. Использование популярного сериала в ходе избирательной кампании представляет собой значительную инновацию в плане политтехнологий. Сложно сказать, какую роль будут играть подобные инновации в жизни наших обществ. Сейчас выборы уже завершены, и всем тем, кого волнует ситуация на Украине, следует взять на себя ответственность, особенно в нынешних условиях, которые становятся очень тревожными с учетом спада популярности Владимира Путина в России.
— Владимир Зеленский — уроженец расположенного на востоке Украины Кривого рога, некоторое время он проживал в Москве. На востоке Украины его поддержали более 80%. Его происхождение стало для него козырем?
— То, что он с востока Украины, не объясняет полученных голосов на западе. Главный из стоящих перед нами вопросов не касается политики: речь идет о десоветизации. В этой сфере нам может не хватить четкости и эффективности. Нельзя оправдывать поведение советских времен, но в то же время следует избежать забвения и потери доступа к архивам КГБ. Это красная линия.
— Зеленский хотел бы вернуться назад?
— В его команде есть люди, которые расхваливают достижения советского строя, что вызывает неприятие в обществе. Будем надеяться, что ревизионизма не будет, и что безусловные достижения пяти последних лет в сфере защиты нашей свободы не будут поставлены под сомнение. Несколько ассоциаций составили обращение президенту, в котором четко представили все эти красные линии. Пока ответа на него нет. Остается ждать и реакции общества.
Эти красные линии касаются культурной и языковой политики, структурных реформ вроде электронной публикации госзаказов в системе ProZorro и свободы действий для всех, в том числе тех, кого при Викторе Януковиче могли бы назвать «иностранными агентами».
— Можно ли сказать, что в России идет милитаризация, несмотря на отсутствие угрозы, тогда как на Украине происходит демилитаризация?
— Вопрос десоветизации относится к числу главных камней преткновения в отношениях России и Украины. Как она может бороться с милитаристским менталитетом «бессмертного полка»?
— Нужно не запрещать такие мероприятия, а больше объяснять, что на самом деле произошло. Задача по отходу от советских стереотипов ложится в том числе и на Запад, как отметил историк Карл Шлегель (Karl Schlögel). Нужно развивать политическую и просветительскую деятельность, чтобы укрепить иммунитет общества и лучше отгородиться от такого токсичного контекста.
Возьмем яркий пример: неподалеку от Майдана в Киеве находится памятная табличка антисталинского поэта Осипа Мандельштама. Недавно там собрались украинские поэты, чтобы прочитать его стихотворения на русском и переводы на украинский. Именно в этом заключается дух европейской Украины.
— Избрание Зеленского стало результатом российских манипуляций?
— С такими заявлениями нужно быть очень осторожным. На Украине, безусловно, существуют российские сети влияния. Поэтому следует проявить бдительность, но при этом избежать клеветы.
Вопросы из зала:
— Что вы думаете о работе президента Петра Порошенко?
— Порошенко следовал структурным направлениям в сторону ЕС и НАТО. Кроме того, следует отметить структурные реформы вроде уже упомянутой мной системы ProZorro для госзаказов и реформы здравоохранения, а также инновационную культурную политику, о которой я могу судить на основании личного опыта. В целом, итоги можно назвать положительными. Что касается предоставленной Константинопольским патриархатом автокефалии, которая, кстати, не была исключительно политическим проектом, она не сыграла роли на выборах.
— Народ голосовал против Петра Порошенко?
— К сожалению, такой настрой действительно распространен. О полученных результатах явно говорили слишком мало. Помимо всего уже упомянутого, можно также подчеркнуть бюджетную экономию в 4,6 миллиарда евро благодаря реструктуризации газового сектора. Предстоит еще многое сделать, но в этом направлении уже были приложены большие усилия.