Европейский союз решил еще на полгода продлить экономические санкции, введенные против России из-за дестабилизации Украины и аннексии Крыма. В ответ на санкции, действующие с 2014 года, Россия запретила ввоз европейских продовольственных продуктов в страну.
Путин: потери Запада велики
Отвечая на вопросы на эту тему, президент России Владимир Путин отметил, что потери западных стран, применяющих санкции против России, гораздо больше, чем потери России. «По экспертным данным, в результате всех этих ограничений Россия потеряла 50 миллиардов долларов, ЕС — 240 миллиардов, США — 17 миллиардов (у нас с ними небольшой торговый оборот), Япония — 27 миллиардов долларов», — заявил президент.
Заявления спецдокладчика Организации Объединенных Наций Идриса Джазаири (İdriss Jazairy) также подтверждают слова Путина: «Санкции ЕС наносят больший ущерб европейским компаниям, чем российским». Джазаири подчеркивает: «России удалось смягчить санкционный удар путем развития собственного производства». По его словам, Россия извлекла из санкций благоприятные возможности.
«Мы превратили санкции в шанс»
Путин в том же выступлении отметил: «Они потеряли наш рынок. А что мы получили? Мы включили мозги по поводу того, что и как нам нужно делать в высокотехнологичных секторах экономики, создали программу импортозамещения и вложили в нее 667 миллиардов рублей. Мы начали производить даже те виды продукции, которые мы раньше не производили». Путин приводит пример: «В России никогда не было отечественного морского двигателестроения. Мы закупали все это за границей. Теперь мы производим свои двигатели, в чем-то даже превосходящие западные аналоги».
На прошлой неделе Путин побывал в Риме и встретился с премьер-министром Италии Джузеппе Конте (Giuseppe Conte). Итальянское правительство открыто выступает против антироссийских санкций. До санкций (2013) товарооборот между Россией и Италией составлял 54 миллиарда долларов, а сегодня — 27 миллиардов. На совместной пресс-конференции Конте заявил: «Санкции не идут на пользу ни ЕС, ни Италии. Нужно найти путь выхода из этого кризиса». А Путин подчеркнул: «Мы готовы пройти свою часть пути, но многое зависит от наших европейских партнеров».
За этим стоят США
США, используя украинский кризис, натравливают Европу на Россию и навязывают санкции. В свое время министр иностранных дел России Сергей Лавров в интервью итальянской газете «Либеро» (Libero) сделал следующее заявление: «Сегодня очевидно, что раскрученные брюссельскими бюрократами по указанию из Вашингтона санкции бумерангом ударили по европейским производителям. Они потеряли часть своих позиций на российском рынке. Но США не понесли ущерба от этих санкций, поскольку наш товарооборот с ними мизерный. Получается, что свои проблемы с Россией США хотят решать за счет европейцев и руками европейцев».
Россия была первым импортером европейской сельскохозяйственной продукции. В числе партнеров — Германия и Испания, но прежде всего Россия была главным покупателем французской сельхозпродукции. Эмбарго, введенное Россией в отношении европейской мясной и молочной продукции, особенно сильно ударило по французским фермерам.
Франция каждый год получает поддержку из общего сельскохозяйственного фонда ЕС в размере 11 миллиардов долларов. Несмотря на это, фермерам приходится тяжело! Когда еще и добавилось российское эмбарго, французские фермеры оказались на грани банкротства. Два-три фермерских хозяйства терпят банкротство каждую неделю.
Поиски решения
С одной стороны, ЕС решает продлить санкции. С другой стороны, Германия и Франция, очевидно, придерживаются иного подхода к украинскому кризису, нежели США, и это ясный знак отдаления Европы от США и ее ориентации на Азию. Если США желают решать проблемы с помощью военной агрессии, Германия и Франция выступают за урегулирование путем диалога. В 2015 году по инициативе бывшего президента Франции Франсуа Олланда (François Hollande) состоялась встреча при участии канцлера Германии Меркель, президента России Путина и бывшего президента Украины Порошенко. Четыре лидера положили начало процессу переговоров, который сегодня называется «нормандским форматом».
Нынешний президент Франции Макрон поднял эту тему на встрече с Путиным на саммите G20 и заявил, что перед саммитом G7, который состоится в конце августа, он снова встретится с Путиным, а в ноябре посетит Китай. Макрон — лидер, в чьей политике преобладает атлантическая направленность, но в то же время он, судя по всему, взял на себя роль выразителя интересов ЕС. Эта ситуация заставляет его лавировать между Атлантикой и Евразией.
Дружелюбие Макрона в адрес России и Китая на саммите G20, как и тот факт, что примерно в это же время премьер-министр Российской Федерации Дмитрий Медведев находился во Франции по приглашению своего французского коллеги Эдуара Филиппа (Edouard Philippe), — положительные события.