На прошлой неделе российские и китайские военные самолеты испытали системы противовоздушной обороны Южной Кореи и Японии, заставив южнокорейцев сделать более 300 предупредительных выстрелов, прежде чем нарушители воздушных границ удалились.
Этот инцидент стал очередным свидетельством укрепления альянса между Россией и Китаем. Джеймс Доббинс (James Dobbins), Говард Шатц (Howard Shatz) и Али Уайн (Ali Wyne) описали этот зарождающийся альянс в своем эссе, которое было опубликовано в издании «Дипломат» (Diplomat) в апреле. В 2016 году Россия вытеснила Саудовскую Аравию, став главным поставщиком нефти в Китай. В 2017 году Россия и Китай провели свои первые совместные военно-морские учения в Балтийском море. В июне 2018 года Си Цзиньпин назвал Путина «моим лучшим, самым близким другом», а позже в том же году китайские военные приняли участие в самых масштабных военных учениях на территории России с 1981 года.
Между тем создается впечатление, что Москва решила, будто дверь на Запад для нее закрыта. Евросоюз слишком слаб, слишком нерешителен и слишком либерален, чтобы стать надежным партнером путинской России. Президент Трамп слишком непредсказуем, а Конгресс США настроен слишком воинственно, чтобы США могли помочь в реализации интересов России. В результате России приходится выбирать между альянсом с Китаем и изоляцией.
Существует еще один фактор, который способствует сближению Москвы и Пекина. Атмосфера балагана, которая окружает работу администрации Трампа, порой мешает это увидеть, однако последние несколько лет были отмечены заметным ростом мощи Америки. Влияние Вашингтона растет вместе с его способностью навязывать свою волю другим странам, и теперь он гораздо чаще демонстрирует готовность использовать свою мощь в подрывных целях. Более того, как показали недавние протесты в Москве и Гонконге, у либеральных идей все еще есть потенциал для того, чтобы бросить вызов автократам. Россия и Китай решили более тесно сотрудничать друг с другом во многом потому, что обе эти страны обеспокоены ростом мощи Америки.
Во-вторых, постепенное совершенствование информационных технологий дает властям США возможность отслеживать сложные транзакции и обеспечивать исполнение вторичных санкций на беспрецедентном уровне. Правительства европейских стран были шокированы, узнав, что они не могут защитить свои национальные компании, стремящиеся вести бизнес с Ираном, от действия законов США. Москва и Пекин не могут не понять, что однажды эти законы вполне могут быть использованы и против них.
Третий фактор — это сам президент Трамп. Используя торговлю и тарифы в качестве инструментов на переговорах, президент сумел увеличить влияние Америки. К примеру, попытки европейцев воспрепятствовать введению санкций против Ирана должны осуществляться в тени озвученных Трампом угроз ввести высокие тарифы на ключевые европейские продукты на основании довольно расплывчатых соображений «национальной безопасности».
Критики Трампа утверждают, что Вашингтон не может позволить себе оттолкнуть своих давних союзников, потому что сейчас противники США постепенно объединяются. Они также предупреждают, что институты, которые прежде сдерживали соперничество между крупными державами, сейчас быстро приходят в упадок. А бизнесу по всему миру требуется определенная степень предсказуемости политики, которую дипломатия эпохи Трампа последовательно разрушает.
На самом деле — и это тревожит — у нового «мирового беспорядка» есть гораздо более глубокие причины, чем Трамп. Сегодня в мире есть уже не одна, а две наращивающие мощь сверхдержавы, и Америка, как и Китай, начинает расширять границы своих интересов по мере роста ее мощи.
Китай отреагировал на усиление международного соперничества укреплением своих отношений с одним из своих стратегических партнеров. Если рассматривать соперничающие устремления двух наращивающих мощь держав с разрушительными экономическими, военными и культурными последствиями информационной революции, нам станет гораздо легче если не устранить, то хотя бы понять причины нашего волнения.