Ilta-Sanomat (Финляндия): так политика отражается на московской выставке работ Репина

Представлен финский период творчества художника, картина, уничтоженная вандалом, отсутствует

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Выставка картин Ильи Репина в Третьяковской галерее впервые подробно рассказывает россиянам о периоде работы художника в Финляндии, информирует читателей финской газеты ее московский корреспондент. При этом она почему-то считает, что отсутствие картины «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года» напоминает... об угрозе пропаганды в современной России. Видимо, другие ассоциации не работают.

Простой почитатель искусства даже не задумывается о том, как много политики по-прежнему связано с таким художником, как Илья Репин.

В Третьяковской галерее сейчас проходит масштабная выставка работ Ильи Репина (1844-1930). Это одно из главнейших событий художественной жизни московского лета.

В жизни Ильи Репина и в организации нынешней выставки было много драматических поворотов, связанных как с революцией 1917 года, так и с современной политикой России, включая захват Крыма и новое прочтение истории страны.

Последние годы своей жизни Репин провел не в советской России, а в Финляндии. До недавнего времени этот факт был в России политическим табу.

Репин приобрел усадьбу на берегу Финского залива в поселке Куоккала (сейчас ‒ Репино), когда Финляндия, будучи княжеством, еще входила в состав Российской империи.

После Великой октябрьской революции 1917 года Илья Репин решил остаться в своей усадьбе на территории Финляндии и не согласился вернуться на свою старую родину, несмотря на многочисленные попытки советских делегаций «заманить» художника обратно.

Последние 13 лет жизни Репин прожил в независимой Финляндии и яростно критиковал большевистскую власть.

В Советском Союзе и России это привело к скудному освещению финского периода жизни и творчества Ильи Репина. Картины, написанные художником в Финляндии, в целом считались неудачными или, по меньшей мере, менее успешными, чем работы, созданные им в России, что частично является правдой. У Репина ухудшилось зрение и болела правая рука, из-за чего уже в пожилом возрасте он учился писать левой рукой.

«Россиянам плохо известен период жизни Ильи Репина в Финляндии. Большинство простых россиян, вероятно, даже не знают, что Репин умер только в 1930 году и после революции жил в Финляндии», — сообщила куратор выставки работ Ильи Репина в Третьяковской галерее Татьяна Юденкова финской газете «Илта-Саномат» (Ilta-Sanomat) в Москве.

«Репин отказался возвращаться, и в связи с этим советская наука и культура утратила интерес к периоду его жизни и творчества в Финляндии».

Однако это не мешало Советскому Союзу гордиться более ранними работами Репина, и он стал одним из идеалов соцреализма.

Во время Зимней войны 1939-1940 годов Куоккала оказалась под контролем Советского Союза и после завершения Советско-финской войны в 1944 году (в финской историографии — Война-продолжение) окончательно отошла к СССР. Сейчас это место известно как Репино. Здесь находится могила Репина, поскольку он хотел, чтобы его похоронили во дворе своей усадьбы в Финляндии. После смерти Репин по иронии судьбы оказался в Советском Союзе и России — вопреки своему желанию.

«Репино в нашем нынешнем представлении является неотъемлемой частью России, и многие россияне не задумываются о том, что раньше эта территория относилась к Финляндии», — говорит Юденкова.

Третьяковская галерея рассказывает посетителю о периоде работы Репина в Финляндии. показывая картины, которые были привезены из хельсинкского музея «Атенеум» и частных коллекций. На выставке также можно посмотреть короткий отрывок черно-белого документального фильма о Репине и его усадьбе в Куоккале.

«Мы хотим рассказать больше именно о периоде его творчества в Финляндии», — подчеркивает Юденкова.

Нынешняя политическая атмосфера в России отражается и на работе выставки. К примеру, одна из самых известных работ Репина буквально «сияет» своим отсутствием.

Речь идет о картине «Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года». Место, где должна находиться картина, обозначено светлой краской. Рядом есть небольшая справка с фотографией картины и объяснением, что сейчас работа все еще реставрируется после действий одного вандала.

На картине изображен царь Иван Грозный, который нанес своему сыну Ивану смертельные раны. Царь склонился над своим сыном, истекающим кровью.

В мае 2018 года россиянин в нескольких местах повредил картину, находившуюся в Третьяковской галерее. В качестве «оружия» мужчина использовал металлический столбик, который отделял картину от потока посетителей.

Нападающий заявил, что мотивом для его действий был протест, поскольку, по его мнению, картина «искажает исторические факты». По мнению мужчины, Иван Грозный не убивал своего сына, и Репин исказил историю, написав подобную картину.

Мнение мужчины отражает рост интереса в России к жестоким правителям — например, несколько лет назад Ивану Грозному был установлен памятник, его известные злодеяния были приуменьшены или обелены в прессе.

«Картину по-прежнему реставрируют, и мы не знаем, сколько еще времени на это уйдет. Наши специалисты работают медленно, чтобы не повредить картину еще сильнее».

По словам Юденковой, Третьяковская галерея решила обязательно выделить для картины пустое место на выставке. Это способ напомнить большой аудитории об опасности политической пропаганды.

«Наше общество больное, оно растит людей, которые агрессивно относятся к искусству и истории. Мы хотим, чтобы люди об этом задумались, поскольку речь идет об очень серьезном явлении».

Игорь Подпонин, повредивший картину «Иван Грозный и сын его Иван», получил 2,5 года тюрьмы за порчу государственного имущества.

Сейчас ведется новый судебный процесс: Третьяковская галерея предъявила мужчине требование о компенсации ущерба в размере примерно 20 миллионов рублей (около 300 тысяч евро).

«Мы хотим, чтобы ему пришлось всю оставшуюся жизнь отдавать государству часть зарплаты в качестве компенсации за причиненный ущерб, — говорит Юденкова. — Конечно, он никогда не сможет возместить причиненный ущерб, но нам нужно довести этот процесс до конца. Это должно стать уроком для тех, кто захочет повторить подобное преступление».

В общей сложности на выставке представлено 170 картин и 130 графических работ. Для выставки в Третьяковской галерее были собраны из 21 российского музея и из семи иностранных музеев.

Из хельсинкского музея «Атенеум» привезено 14 произведений, семь из которых — работы, выполненные на бумаге.

На выставке не представлены важные картины Репина, которые сейчас находятся на Украине.

Род Репина берет начало на территории нынешней Украины, и в музеях страны представлено много его работ.

«В нынешней политической ситуации получение картин Репина из Украины не представляется возможным, — рассказывает Юденкова. — Мы по-прежнему поддерживаем хороший контакт с украинскими музеями, но получение картин сейчас невозможно из-за конфликта между нашими странами».

На выставке рассказывается о «тайных» слоях некоторых картин Репина, обнаруженных при помощи новых технологий.

При помощи рентгенограммы удалось установить, что под красочным слоем некоторых работ изначально находились наброски на совершенно другие темы. Порой в конце работы над картиной художник менял сюжет, изображая героя в другой позе или одежде.

«Репин всегда хотел улучшать свои работы, ему было тяжело завершить картины. Он мог внести изменения даже спустя несколько лет», — говорит научный сотрудник Третьяковской галереи София Аксенова.

Выставка работ Репина будет проходить в Третьяковской галерее до 18 августа. Со времени прошлой крупной выставки произведений Ильи Репина в Москве прошло уже 25 лет. Сейчас выставка проводится потому, что в этом году со дня рождения художника исполняется 175 лет.

Осенью выставка Репина с меньшим количеством картин будет отправлена в петербургский Русский музей, где ее можно будет посетить с октября по январь 2020 года.

По российским данным, из Санкт-Петербурга картины будут перевезены в Париж. Затем в 2021 году работы будут выставляться в хельсинкском «Атенеуме».

Представители музея «Атенеум» сообщили «Илта-Саномат», что финская сторона готовится к принятию работ Репина, но детали и график работы выставки еще не проработаны до конца.

Обсудить
Рекомендуем