26 июля на газоне острова Новая Голландия в Санкт-Петербурге несколько сот зрителей собрались на показ фильма «Гив ми либерти» Кирилла Михановского, который открыл новый кинофестиваль молодых режиссеров. В 19 часов солнце было еще высоко, но технология экрана, который расположился в алькове на красивой сцене из серого дерева, позволила создать приемлемое изображение. Чуть дальше дети бегали по траве в игровой зоне в форме корабля, хипстеры вели партии в настольный теннис, кто-то потягивал коктейли у бассейна… На защищенной от шума стеной из зелени террасе гастрономического ресторана принимали заказы клиентов.
Всего десять лет назад остров был практически заброшенным. Здесь продавались подержанные машины, велись темные дела, слонялись алкоголики и бездомные. До конца коммунистической эпохи простым смертным было не попасть туда. Этот клочок суши площадью в 8 гектаров был создан в XVIII веке в искусственном канале в центре города для нужд царского флота. За несколько десятилетий там появился впечатляющий архитектурный ансамбль: склады для хранения судостроительной древесины, мануфактуры (канатное производство, литейная, столярная мастерская, переплетный цех…), поставлявшая рабочую силу тюрьма, прекрасный дом коменданта, большой бассейн для испытания судов… В советское время Крыловский государственный научный центр превратил остров в испытательную базу для боевого флота.
Оазис культурного отдыха
После отмены нескольких проектов (в том числе представленного тандемом из олигарха Шалвы Чигиринского и архитектора Нормана Фостера) переосмысление комплекса было доверено в 2011 году компании Millhouse Capital, которая занимается активами Романа Абрамовича, богатейшего человека и владельца клуба «Челси». Под руководством его бывшей супруги Дарьи Жуковой, выросшей в США, здания были тщательно отреставрированы (работы продолжаются по сей день), а остров превратился в открытый для всех оазис культурных развлечений. Здесь можно устроить семейный пикник, сыграть в петанк, поприсутствовать на показах и концертах, поучаствовать в конференциях и мастер-классах, покататься на коньках зимой. Причем совершенно бесплатно.
Круглое здание бывшей тюрьмы, где в прошлом находилось 250 одиночных камер, было реконструировано и сейчас может похвастаться старинной кладкой, плиткой, освещением и фурнитурой. Оно отведено под платные услуги: концерты в круглом внутреннем дворике, экзотическая гастрономия, бар, салон красоты, фитнесс-клуб, парфюмерия, магазины искусства и комиксов… По вечерам расположившийся в старой литейной ресторан превращается в ночной клуб, а в доме коменданта учат искусству. Большие склады Жана-Батиста Валлена-Делламота (Jean-Baptiste Vallin de la Mothe) все еще находятся в процессе реставрации, но должны принять в ближайшие годы коллекцию искусства Романа Абрамовича и престижный отель.
Каждый кирпич и архитектурный мотив вызывают в памяти образ Петра Великого и Екатерины II. Что касается новых построек, они нацелены в прошлое (серое дерево киосков и павильонов было покрыто маслом и обожжено, чтобы создать налет старины) с примесью «европейского» (стулья на газоне скопированы с тех, что стоят в Люксембургском саду Парижа). Безупречная, но в то же время слегка аляповатая роскошь.
Мировой интерес
Корни культурного урбанизма уходят в Москву. В 2008 году Дарья Жукова открыла там будущий «Гараж», первый музей современного искусства в российской столице. Там прошли выставки художников международного масштаба, а своим названием он обязан жемчужине русского конструктивизма, в здании которого расположен: в 1927 году Константин Мельников построил там автобусный гараж.
Три года спустя здание занял Еврейский музей и центр толерантности, а «Гараж» переехал в парк Горького, который город превратил в зеленое пространство с продавцами мороженого, общедоступными велосипедами, обустроенными набережными и фонтанами под звуки вальса… После переходного периода в павильоне работы японского архитектора Сигэру Бана в 2015 году музей оказался в другом здании советской эпохи: в ресторане 1968 года, переоборудование которого Дарья Жукова доверила голландцу Рему Колхасу (Rem Koolhaas). Недавно она приобрела еще одно, прекрасные развалины 1963 года постройки, реконструкция которых была доверена архитектору с мировым именем (оно пока что держится в тайне).
Это невиданное до 2000-х годов слияние глобализованного современного искусства и советской архитектуры зародилось в контексте движения в поддержку зданий в стиле авангард, которые тогда приходили в запустение или же вообще сносились: в частности оно позволило спасти Шуховскую башню, грандиозный металлический конус, который был возведен в 1922 году для радиопередач. Кроме того, история «Гаража» последовала за ростом мирового интереса к советской архитектуре.
Престиж России
Эксперт по советскому культурному наследию из Национального института восточных языков и цивилизаций Жюли Дешеппер (Julie Deschepper) считает, что «мотивы олигархов следует искать на пересечении денег, открывающихся возможностей и связанных с имиджем страны вопросов: ссориться с властью нельзя». Хотя власти сами не финансируют реставрацию шедевров конструктивизма, они, судя по всему, поддерживают ее: на фоне блеска «Гаража» в сфере мирового современного искусства советская архитектура вносит вклад в престиж России и укрепляет национальную идею. Как отмечает Анастасия Вербицкая из Архнадзора, «конструктивизм стал брендом, подтверждением российского архитектурного гения на международном уровне. Самые просвещенные меценаты поняли это».
У такой позиции находятся подражатели среди олигархов. Фонд V-A-C Леонида Михельсона разрабатывает проект центра современного искусства в бывшей электростанции ГЭС-2 в центре Москвы. Работа была доверена итальянцу Ренцо Пиано (Renzo Piano). Владимир Потанин, который недавно подарил свою коллекцию русского авангарда Центру Помпиду, стал организатором выставки в Гран-Пале на тему советского наследия промышленного города Екатеринбург. Хотя инициативы миллиардеров в сфере архитектурного наследия навлекают на себя критику (привлечение звездных архитекторов многим не по душе), они все же пользуются поддержкой в России, в частности потому что альтернативы им нет. «Эти инициативы очень важны. Без них здания бы попросту не реставрировали», — говорит ректор архитектурной школы МАРШ Евгений Асс.