С четверга мир продолжает размышлять: из-за чего на самом деле под Архангельском произошел ядерный взрыв, унесший жизни пяти человек и ставший очередным эпизодом в серии загадочных катастроф, пошатнувших российскую программу вооружений.
В НАТО новейшее достижение российской технической мысли, ракета 9М730 «Буревестник», функционирует под кодовым обозначением Skyfall. О том, насколько верно это название, в четверг смогли убедиться жители Северодвинска: именно на них после взрыва ракеты на полигоне Нёнокса упали с неба вещества, радиоактивность которых в 20 раз превышает норму. Хотя, возможно, дело было не в ракете. С момента взрыва на Белом море прошло уже пять дней, но обстоятельства «ядерного инцидента» до сих пор остаются неясными, а российские власти предлагают все новые версии событий.
После первых сообщений о ядерном взрыве Кремль заявил, что радиоактивного выброса не было, а взорвалась ракета с жидкостным реактивным двигателем. Уже в понедельник официальная позиция изменилась: Россия признала, что взрыв произошел в ходе испытаний «радиоизотопного источника питания» для некой ракеты. Также появилось сообщение о гибели пяти сотрудников «Росатома».
Иностранные комментаторы с самого начала указывали, что, скорее всего, взорвался «Буревестник». Об экспериментальной гиперзвуковой крылатой ракете с ядерной энергетической установкой заговорили после того, как в марте прошлого года ее презентацию устроил Владимир Путин, рассказав, что новое оружие уже успешно проходит испытания. «Нас никто не слушал. Послушайте сейчас», — грозил российский президент в ходе пресс-конференции.
Существует ли «Буревестник»?
Сообщения о новом оружии вызвали неоднозначную реакцию, многие эксперты до сих пор сомневаются в его существовании. Идея создать гиперзвуковую низколетящую ракету с ядерным двигателем появилась уже у американцев в 1950-1960-х годах. Они запустили проект «Плутон», однако, технологические ограничения оказались непреодолимыми. Как говорят инженеры, принимавшие участие в программе, в этом плане ничего не изменилось.
Сомнения вызывала сама идея создания крылатой ракеты, приводимой в движение атомным реактором: по мнению экспертов, она была как минимум рискованной. «Это была особенно неудачная концепция: от незащищенного реактора исходило опасное гамма- и нейтронное излучение, а ракета в полете выделяла частицы радиоактивного топлива», — писал эксперт по ядерному оружию Стивен Шварц (Stephen Schwartz).
Хотя Путин рассказывал об успешных испытаниях «Буревестника», уже в ноябре прошлого года выяснилось, что как минимум один из тестов закончился неудачно: ракета пролетела всего 20 километров и упала в Баренцево море. В операции по ее поиску принимал участие танкер «Серебрянка», который появился на месте событий в прошлый четверг. Новая ракета, в том числе и по этой причине, получила прозвище «летающий Чернобыль». Свои ассоциации с аварией на советской электростанции появились у создателя популярного сериала об этой катастрофе Крэйга Мазина (Craig Mazin). «Прошло уже 33 года, а мы так и не сделали выводы. Это происходит снова, конечно, не в таком масштабе, но мы опять видим, что правда появляется с задержкой», — написал он.
В том, что взрыв был связан с испытаниями «Буревестника», уверены, однако, не все. Американский журналист Мэтью Боднер (Matthew Bodner), который специализируется на темах, связанных с космической промышленностью, предполагает, что мог взорваться реактор, предназначенный для использования на российских спутниках. В свою очередь, версию о «Буревестнике» Россия, по его мнению, подсказала СМИ специально, чтобы привлечь интерес к «мифическому» оружию Путина.
«Сложно избавиться от ощущения, что россияне делают это умышленно. Мы не знаем, существует ли вообще "Буревестник". У меня складывалось впечатление, что это фиктивный проект, призванный склонить американцев пойти на переговоры, — говорит Боднер. — Мы практически ничего не знаем, все наши выводы зависят от того, какие мы сделаем предположения».
Черная полоса в российских вооруженных силах
Загадочный инцидент в Белом море — это не первая катастрофа в российской армии за последнее время. На прошлой неделе дважды прогремели взрывы на складе боеприпасов в окрестностях сибирского Ачинска. К ядерному оружию ситуация отношения не имела (дело было в неправильных условиях хранения взрывчатых веществ), но она была настолько опасной, что из окрестных населенных пунктов пришлось эвакуировать более 100 000 человек.
Большой резонанс получила также катастрофа, произошедшая в Баренцевом море: там загорелась атомная подводная лодка АС-31 «Лошарик» — одно из новейших приобретений российского флота, которое принадлежит главному управлению глубоководных исследований министерства обороны, занимающемуся внедрением современных технологий.
Теоретически подлодка была предназначена для научных изысканий на больших глубинах. 1 июля на ее борту произошел взрыв, и вспыхнул пожар, в котором погибли 14 членов экипажа. Причиной катастрофы, как сообщалось, стало короткое замыкание, вызванное неисправностью литий-ионной аккумуляторной батареи. Лодка не затонула, а ее реактор не пострадал, однако вопросы возникли в связи с появившимся списком погибших, в котором оказалось семь капитанов первого ранга, три капитана второго ранга, два капитана третьего ранга, капитан-лейтенант и подполковник медицинской службы. Выжили четверо членов экипажа и один гражданский.
«Сложно поверить, чтобы в нормальную команду входило такое количество капитанов первого ранга (причем, двое из них — Герои России), если только это не была какая-то особо деликатная миссия или испытание», — писал известный военный аналитик Майкл Кофман (Michael Kofman). Другие эксперты выдвигали предположение, что россияне могли испытывать «Посейдон»: беспилотный аппарат с ядерной энергоустановкой, о котором тоже рассказывал в марте Владимир Путин.
«Пожары, вызванные проблемами с электрическими сетями, — это не что-то невероятное, тем более российский флот сталкивается с этой проблемой чаще, чем западные. Однако вполне возможно и то, что российское оборонное ведомство предложило простое объяснение произошедшему, стремясь дать СМИ правдоподобную историю, — отмечает Кофман. — Сама лодка и ее миссия были специфическими, поэтому мы не знаем, что произошло на самом деле».