Война, которую не выиграть: какую ошибку совершает Зеленский (Апостроф)

Команда президента вступила в конфронтацию с журналистами

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Похоже, Зеленский плюет в тот самый колодец, подъем воды в котором вынес его наверх. Чиновники его администрации разыгрывают журналистов. А сам президент демонстрирует, что может связываться с народом не через газеты и телевидение — есть же еще соцсети. Но СМИ напоминают: информация — это то, что скрыто, все остальное — пиар. Рано или поздно обществу надоест пиар — и Зеленский приползет к обиженным журналистам.

Новая власть вошла в открытую конфронтацию с журналистами, объявив, что пресса для общения с избирателями ей не нужна. Чем это может закончиться для команды президента Владимира Зеленского, «Апостроф» выяснял у известных журналистов.

Получив беспрецедентный уровень поддержки общества, часть новоявленных политиков, видимо решила, что «схватила Бога за бороду» и теперь можно позволить себе все, в том числе и не всегда уважительное отношение к журналистам, тоже, к слову, представляющим власть, но четвертую.

О том, что новая власть традиционным средствам массовой информации, предпочитает другие виды коммуникаций, стало понятно еще во время избирательной президентской кампании. Тогда штаб кандидата в президенты Владимира Зеленского активно использовал Youtube, где выставлял видео и блоги, Инстаграм, Facebook, Telegram, с сотнями тысяч подписчиков. Эти каналы коммуникации во многом и помогли Зеленскому победить, став отражением мировых трендов, где социальные сети все больше влияют на процессы. Впрочем, нельзя не отметить тут и роль традиционного медиа — канала 1+1, аффилированного с олигархом Игорем Коломойским, который постоянно крутил сериал «Слуга народа» с главным героем Голобородько-Зеленским в образе «народного президента», показывал выпуски «Вечернего квартала» все с тем же Зеленским, снимал сюжеты для новостей и всячески оказывал кандидату информационную поддержку. Это также внесло лепту в победу Зеленского и его команды.

Позже стало ясно, что у многих представителей власти все-таки свое особенное отношение к традиционным медиа. Недавний инцидент с главой Офиса президента Андреем Богданом и централизованной рассылкой ложного заявления Богдана об уходе в отставку (была распространена скан-фотокопия заявления Богдана об освобождении от обязанностей, а потом выяснилось, что в фирме Зеленского «Квартал-95» существует такая традиция — писать такие заявления без подписи и даты, и Зеленский продолжил ее на посту президента — Д.Б.) — лишнее тому подтверждение. Большинство восприняло это за чистую монету, ведь разговоры о возможности отставки Богдана ведутся давно. Когда выяснилось, что заявление об отставке — всего лишь шутка ОП, это справедливо оскорбило большую часть медийного рынка.

Чуть позже, Андрей Богдан вновь взволновал журналистское сообщество своим заявлением о том, что команде Владимира Зеленского не нужны журналисты для общения с избирателями. Возможно, таким образом в команде президента хотят копировать стиль Дональда Трампа, который тоже активно использует социальные сети и общается с обществом посредством того же Твиттера. Вот только Трамп никогда не позволял себе называть журналистов «ненужными». У него, например, был конфликт с CNN, но это было обусловлено тем, что этот телеканал никогда не скрывал свою принадлежность к лагерю демократов, Трамп же ставленник Республиканской партии. А это уже извечная борьба республиканцев и демократов, а вовсе не власти и журналистов. Кроме того, Трамп общается также и с нелояльными медиа и отвечает на неудобные вопросы. В ответ на сложившуюся ситуацию опрошенные «Апострофом» журналисты сходятся в главном: еще ни одна власть не побеждала в войне с журналистами.

«Богдан сейчас пытается стать популярным человеком, но он нарвался на войну, которую он не выиграет. Скоро и Богдан, и Зеленский, и его депутаты, даже имея запас народной любви, перестанут быть популярными. Потому что им нужно либо проводить болезненные реформы, которые ощутит каждый из нас либо не делать ничего, но это лишь чуть-чуть оттянет период нелюбви, но тогда они закончат так же, как Порошенко. Уже через 3-4 месяца их могут начать ненавидеть. Естественно, они сделают какие-то правильные шаги, которые могут этому помешать, например, откроют рынок земли. Но эта война с журналистами не имеет перспективы победы. Богдан сейчас пытается сделать Офис президента единственным источником информации, которому должны доверять люди. Но это опасно. Потому что если сейчас скомпрометировать СМИ и слушать только Большого брата, то это будет уже роман „1984" Оруэлла, а в СМИ будет представлена только позиция государства. Где тогда свобода слова?», — комментирует «Апострофу» журналист и экс-ведущий 1+1 Сергей Иванов.

«Журналисты не нужны никакой власти, когда она ею становится. Просто раньше власть соблюдала правила приличия и не озвучивала своё отношение напрямую. Журналистам подобные заявления просто должны ещё раз напомнить их главное предназначение: они не обслуживающий персонал и не пиарщики власти, они — четвёртая власть, которая крайне нужна любому здоровому обществу. Журналисты контролируют, освещают и комментируют действия власти. Показывая объективно и хорошее, и плохое. Таким образом не позволяя ей стать диктатурой. Так что заявление Богдана просто подстегнуло все журналистское сообщество ещё лучше, тщательнее и с большим рвением выполнять свою работу», — комментирует «Апострофу» главный редактор сайта «Гордон» Алеся Бацман.

«Роль журналиста — выкапывать истории, которые кто-то хотел бы замолчать. Новая власть этого, безусловно, не понимает, да и старая не понимала. Ну что же: чиновники приходят и уходят, в том числе потому, что журналисты выкапывают, а журналистика остается», — прокомментировал журналист и сооснователь аналитического центра Bendukidze Free Market Center Владимир Федорин.

Журналист Сергей Иванов, напротив, считает, что в ОП как раз все понимают, но попросту играют с медиа: «Там все прекрасно понимают, и сейчас Богдан продолжает стратегию команды, при которой они максимально задействовали социальные сети. И поскольку ряд СМИ подвергает Богдана справедливой и обоснованной критике, он решил продемонстрировать, что СМИ это не всегда заслуживающие доверие источники».

В результате все это приведет к серьезной конфронтации между властью и журналистами. «А войну с четвертой властью никто не выигрывал или это были «пирровы победы». Они не пытаются менять реальность, они пытаются создать новую. Насколько я знаю, они не пытаются организовать свои СМИ, они исповедуют другой подход — эти люди просто говорят, что вы нам не нужны, у нас есть соцсети. Хорошо, это их право, но почему они думают, что всегда будут популярными? СМИ у нас конечно очень противные и местами гонористые, но с другой стороны у нас есть фундаментальное желание разобраться и узнать истину, а людям истина не нужна, им нужны суррогаты истины«,- комментирует Иванов.

В попытке приручить или приструнить медиа, можно забыть, что через время, когда кредит доверия общества иссякнет, а это обязательно произойдет, пресса снова понадобится политикам. «Главное для СМИ — информировать общество, в том числе о власти и ее действиях. Или о бездействии. Власть, на самом деле, уже давно общается с обществом напрямую — через пресс-релизы и на всех доступных сегодня платформах. Но, донося свою информацию до общества, власть будет сообщать лишь то, что захочет. Что не захочет — будет скрывать. Как известно, информация — это то, что скрыто, а все остальное — пиар. Поэтому медиа будут нужны — если не политикам, то обществу. Но и власти журналисты пригодятся — это начнет ощущаться с падением рейтинга: кто-то же должен помогать „правильно" формировать общественное мнение. И тогда журналисты могут взять реванш, ехидно заметив, что СМИ власть для общения с обществом не нужна», — комментирует журналист «Апострофа» Виктор Авдеенко.

Напоследок, стоит сказать, что Зеленский стал президентом для всей страны, а не только для комфортного сообщества его фолловеров и подписчиков в Инстаграмме и Фейсбуке, а потому несет ответственность перед всеми, и перед неудобными для кого-то в его команде медиа в том числе.

Обсудить
Рекомендуем