250 лет назад 15 августа в Аяччо родился тот, кому предстояло изменить судьбу Европы.
Невысокий корсиканец без денег и могущественного семейного клана смог с помощью отваги и ловкости стать французским императором, который всего за 25 лет пошатнул все троны и заставил дрожать все монаршьи семьи континента. Во Франции он учредил множество полезных вещей — от Гражданского кодекса до традиционной сдачи экзаменов в школе на степень бакалавра. Больше того, от деления страны на префектуры до Банка Франции (одного из первых в мире Центробанков, гарантов финансовой стабильности — прим. ред.) — все его богатое наследие, живущее по сей день.
Наполеон вывел нацию из революционного террора, сохранил юридические достижения 1789 года (года начала Французской революции, провозгласившей права человека и гражданина — прим. ред.), навел порядок в финансах и написал славные страницы нашей национальной истории. Добившийся всего сам человек, военный гений, выдающийся стратег, воплощение политической отваги, блестящий государственный деятель — два века спустя после своей кончины Наполеон остается самым известным в мире деятелем современной истории.
Несмотря на темные и, разумеется, спорные грани его правления, Наполеон является легендой и в начале ХХI века. После двух столетий страстей и полемики, его личность, наконец, становится полноправной частью истории.
По всей планете он, безусловно, представляет собой ярчайший символ величия Франции: ему посвящено более 70 000 книг и около сотни фильмов! Как бы то ни было, этот юбилей самого известного из французов проходит практически незамеченным у нас в стране и за границей, если не считать нескольких полуконфиденциальных мероприятий и редких телепередач.
Подобное историческое отрицание в очередной раз рисует образ страны без корней, которая стыдится своего прошлого и поворачивается к нему спиной. Мы видим Францию, которая из страха полемики и под давлением сторонников покаяния отказывается прославлять своих героев. Получается, мы боимся нашей собственной истории? Отказ от такого видения французской истории, которое подчеркивает ее славу и дворцовое великолепие, — неужели это нас ждет? Сокращение места самой этой дисциплины — истории — в нашей образовательной системе, уменьшение часов на ее преподавание — все это тревожные признаки. Они сигнализируют: мы теряем самую суть того, что формирует корни нашей нации.
Так, отказываясь принимать и почитать наше славное прошлое, мы лишаем наших детей законного наследия, оставляя место пришедшим извне, «импортным» героям, которые в ответ порождают национализм или, напротив, радикальный, не способный видеть тонкие оттенки истории популизм.
Будем надеяться, что двухсотлетие кончины императора в 2021 году станет для Франции поводом вернуть внимание к своей истории и должным образом почтить своих героев в лице Наполеона Бонапарта.