Никто не ожидал, что во втором квартале экономика Украины продемонстрирует такой стремительный рост. Хотя этот рост в первую очередь обусловлен небывало большим урожаем пшеницы, эти оптимистичные цифры могут оказаться самосбывающимся пророчеством, поскольку недавно избранный президент Владимир Зеленский обещал новую политику и изменения, которые позволят привлечь инвесторов.
С апреля по июнь реальный валовой внутренний продукт Украины вырос на 4,6% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя эксперты «Блумберг» прогнозировали, что рост составит 2,6%. Это самые быстрые темпы роста экономики с третьего квартала 2016 года, когда реальный ВВП Украины увеличился на 4,8%.
Рост украинской экономики во втором квартале может оказаться всего лишь счастливой случайностью. Украина соперничает с Россией и — в меньшей степени — с Казахстаном за одни и те же рынки экспорта пшеницы. Последние несколько лет Россия была бесспорным лидером, но в 2019 году погодные условия привели к уменьшению урожая пшеницы в России и к росту урожая на Украине, которая теперь сможет извлечь существенную выгоду из сложившейся ситуации.
Как сообщает украинская государственная служба статистики, в первой половине 2019 года объемы экспорта зерна выросли на 42,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Это может оказаться всего лишь счастливой случайностью, однако причины для оптимизма все же есть. Данные касательно торгового баланса показывают, что объемы импорта Украины растут быстрее ее экспорта и что наибольший рост наблюдается в сфере потребительских товаров — к примеру, импорт обуви вырос на 46,6%. В совокупности с быстрым ростом объемов розничных продаж (в июне они увеличились на 10,3% по сравнению с прошлым годом) это указывает на здоровый потребительский спрос.
Одной из причин является относительная открытость Евросоюза перед украинскими трудовыми мигрантами, которые помогают справиться с нехваткой рабочей силы в Польше и в других западных странах. Объемы денежных переводов украинцев, работающих за рубежом, просто зашкаливают.
Согласно официальным данным касательно индексов настроений, украинский бизнес смотрит на перспективы своей страны со все большим оптимизмом. Наиболее высокий уровень оптимистичных настроений наблюдается в сфере розничной торговли, в то время как во всех остальных областях уровень пессимизма снижается. Зеленский, чья партия «Слуга народа» в июле сумела добиться однопартийного большинства в парламенте — впервые за всю постсоветскую историю Украины, — обещает отказаться от всех коррупционных и продиктованных корыстными интересами подходов. Хотя лишь немногие представители украинского делового сообщества верят в то, что Зеленский может положить конец войне на востоке Украины, чего от него ожидает электорат, они все же могут надеяться на снижение уровня коррупции и на политику, ориентированную на повышение инвестиционной привлекательности страны.
Возможно, самым важным является то, что Зеленский пообещал сделать нечто, чего не захотело сделать ни одно украинское правительство до него: он пообещал уже к концу этого года отменить мораторий на продажу земли. Учитывая сельскохозяйственную специализацию Украины (на этот сектор приходится 10-12% объемов производства), этот шаг — на котором долгое время настаивал главный кредитор Украины, Международный валютный фонд — потенциально может ускорить рост до такого уровня, который долгое время был характерен для западных соседей Украины — Польши, Венгрии и Словакии. Зеленский обладает необходимым политическим капиталом для того, чтобы сделать свободный рынок земли реальностью. Даже если он больше ничего не сделает, объем иностранных инвестиций существенно вырастет по сравнению с нынешним крайне низким уровнем.
Конечно, Украина обладает настоящим талантом упускать лучшие возможности. В этом и следующем годах ей необходимо будет сделать достаточно большие выплаты по кредитам, торговый дефицит в 3,7 миллиарда долларов в первой половине года выглядит угрожающе, а диктатура закона в стране все еще слаба, что отпугивает инвесторов. Кроме того, следующему правительству, которое партии Зеленского еще только предстоит сформировать, придется действовать осторожно, чтобы не спровоцировать слишком стремительный рост, — в противном случае стране грозят огромные выплаты варрантов, выпущенных в ходе реструктуризации украинского долга в 2015 году. Механизм варрантов запускается в 2021 году, если ВВП Украины превысит 125,4 миллиарда долларов (в прошлом году он уже превысил эту сумму), а реальный рост ВВП окажется больше 3% в год. Если эти условия будут выполнены, Украине придется платить значительный процент от этого роста держателям варрантов.
Но несмотря на все эти угрозы, Киев сейчас переживает момент оптимизма. Зеленский может купаться в лучах своей счастливой звезды еще некоторое время, но затем ему придется с головой уйти в процесс перестраивания своей проблемной страны и превращения ее в образец для других постсоветских государств.