Мы много слышим о рейтинге открытости власти и запуске Smart City, о внедрении очередного сервиса или предоставлении административных услуг онлайн. Для малых городов примером того, как нужно развиваться в этом направлении, стал Дрогобыч. Но иногда даже органы власти, которые что-то инициируют, не понимают, что же происходит. Для одних внедрение технологии blockchain — это уже настоящее, а для других — появление Центра предоставления административных услуг становится событием года. Поэтому сейчас вместо системности мы видим очень много хороших начинаний, каждое из которых движется в своем направлении.
После получения власти, любой администрации нужен быстрый положительный результат для реализации изменений там, где все почувствуют их потребность. С приходом к власти Петра Порошенко таким результатом стал роспуск ГАИ. Все сразу увидели отсутствие дорожных инспекторов, все ощутили эффект и начали более позитивно относиться к полиции. Еще во времена президента Виктора Януковича был отменен техосмотр, что также дало положительный эффект. Если бы не война, то положительный эффект от этих изменений длился бы гораздо дольше.
Команда Зеленского также ищет такие «изменения». Земельная реформа, борьба с контрабандой, большая приватизация или легализация рынка азартных игр не даст нужного эффекта. Результат будет видно через год или два, а большинство людей и не поймут, что эти изменения произошли.
А вот введение обязательной электронной очереди (и только такой) к врачу, электронной очереди в детский сад почувствуют все на следующий же день. Это снизит коррупционные риски, установит одинаковые для всех правила, а главное — сэкономит время для большинства населения. Как следствие — несколько недель возмущения закончатся положительными отзывами. Сейчас подобные сервисы есть в отдельных городах и учреждениях, и прошли они именно такой короткий путь: от неприятия до полной поддержки.
Поэтому сейчас команда президента готовит введение сервиса е-Малютка, который позволит родителям новорожденных детей вместо десятка документов заполнить один в электронной форме. Это сохранит время, нервы и деньги родителей, а значит эффект будет быстрым и постоянным. Хотя здесь есть один нюанс: эта инициатива не новая (говорят о ней уже более года). Правительство уже приняло решение о запуске этого сервиса, с 1-го января следующего года его должны сделать доступным для родителей.
Вторым важным фактором является уменьшение контактов людей со служащими. Не имеют значение изменения или положительные результаты в деятельности органа власти: когда один из работников попадает в скандал, негатив распространяется на всю администрацию. Поэтому для новой власти важно, чтобы действия служащих на местах все меньше ассоциировались с президентом и партией или кабмином. Принцип «король хороший, свита плохая» не работает. Все отражается на президенте, и это Петр Порошенко подтвердит.
Стоит отметить, что в этом направлении очень много было сделано за последние три года. Различные министерства, службы, города создавали или запускали сервисы, которые работают на основе открытых данных. Работа с открытыми данными начала приносить пользу людям и деньги в бюджет. Однако, у всех этих сервисов есть общая проблема — они работают на разных платформах, не объединены в единую систему и не стандартизированы.
Именно на работе с данными должно основываться «государство в смартфоне». Открытые данные — это источник дохода, информации и основа для строительства новой системы взаимодействия власти и общества. Нужно активизировать работу в этом направлении и обязать органы власти всех уровней переводить свою работу в цифру и открывать эти массивы информации. Надо четко прописать на законодательном уровне понятие «открытые данные» и «публичная информация», чтобы разграничить их для администраций и содействовать защите персональных данных людей.
Именно создание системы должно быть основной задачей для команды президента. Нет смысла постоянно создавать новые сервисы и ресурсы, которые, конечно, будут помогать отдельной категории населения, но не помогать строить систему. Система должна охватывать не только государство. Должна быть пирамида, лестница, называйте как хотите, которая объединит сервисы и порталы. Об этом говорит Михаил Федоров (советник президента и будущий депутат ВР), который является одним из главных инициаторов введения «Государство в смартфоне». Однако, пока не понятно, какой именно будет система и какие временные рамки ее внедрения.
Пока новая команда обсуждает свое видение развития новой системы, отдельные областные администрации уже начинают процесс построения SmartRegion. Как это будет сосуществовать с будущей системой, которую предложит Федоров, пока не понятно. Или придется облгосадминистрациям начинать все сначала? Будет новая система обязательна для местных органов власти или каждый будет разрабатывать или закупать что-то свое? Ответ на эти вопросы следует уже дать, поскольку инициатива на местах есть, и она должна идти в правильном направлении и не дублировать работу.
Говоря о «Государстве в смартфоне», не нужно делать акцент только на органах центральной власти. Они как раз предоставляют очень мало услуг и только определяют направление работы.
Больше внимания стоит акцентировать на территориальных реестрах. Также важно определиться с тем, для чего нам эти нововведения. Это только для получения услуг, возможности участвовать в принятии некоторых решений или полноценное участие граждан в управлении городами, ОТГ и влияние на решение ВРУ и КМУ? Такая система должна быть не только сервисом для граждан, но и содействовать устойчивому развитию и диалогу власть-общество.
Позитив изменений, которые предлагает Федоров, в том, что положительный эффект будет не только для пользователей, но и для исполнителей. До этого обычно проще становилось пользователю услуг, но не исполнителю. В основном все дублировалось в бумажной форме, а иногда запросы регистрировались в отдельных журналах. Предлагаемые изменения упрощают эту работу, и эффективность отдельно взятого служащего будет выше.
Вопросы безопасности — наиболее болевая точка этих изменений. Люди не понимают, каким образом будет происходить защита, где будет работа с открытыми данными, а где с персональной информацией. В предыдущие годы Служба безопасности Украины рекомендовала РГА и ОГА, которые хотели использовать сервисы, воздержаться от таких инициатив. Также в СБУ требовали, чтобы серверы были только на Украине, или чтобы каждый орган власти имел свой. Согласно этому, инициаторов ожидает большая работа по изменению законодательства в этом направлении и работа со службой безопасности в отношении общего видения ситуации. Ну и, конечно, защита персональных данных. Как она будет осуществляться, кто будет отвечать в случае «слива» данных людей? Эти вопросы не менее важны, чем запуск сервисов.
Прежде всего, Федоров предлагает перевести в цифру сферу медицины, образования, общественной безопасности, госуправления, экологии, электронной идентификации и демократии, безналичную экономику и smart city. Компании уже предлагают свои продукты для больниц и городских советов. В отдельных учреждениях электронная очередь в больницу действует второй год. Будут ли это учитывать — пока сказать трудно. Будет ли разрабатывать государство свою систему, получит ли бизнес требования к сервисам и сможет ли в тендерах выигрывать заказы и вносить свои продукты в единую систему — также не понятно.
Сфера услуг для гражданина — это не только справки и очереди в больницах. Это сотни потребностей различных возрастных групп, которые должны быть предусмотрены. Также это изменение системы анализа и принятия решений, которое будут влиять на развитие сел, ОТГ, городов и целых районов. Не нужно считать венцом «Государства в смартфоне» проведение выборов через электронное голосование. Это одномоментный акт, с которым мы сталкиваемся не так часто. А вот потребность пойти в больницу или поставить освещение на улице возникает гораздо чаще. Поэтому «выборы через электронное голосование» должны быть способом донесения до людей изменений, а не основным результатом.
Пример Эстонии может служить только мотивацией, но никак не основой для изменений в стране. Население этой страны меньше, чем жителей Киева. Поэтому внедрение любого сервиса или новой системы происходит гораздо быстрее. У нас же есть много региональных, географических и демографических особенностей, что не позволит запустить новую систему.
Вероятнее всего, инициаторам придется выстраивать новую систему параллельно со старой и постепенно заменять одну на другую. Для примера — очередь в больнице ввести можно только онлайн, а для тех, кто не имеет возможности, знаний или умений зарегистрироваться, создавать отдельное окно в больнице, где все будут вносить сотрудники медучреждения. В миграционной службе можно все сразу внедрить только онлайн, ибо если человек едет заграницу, может купить билет, то он сможет и зарегистрироваться в очереди. Однако, оформление социальных услуг долгое время будет иметь старую и новую системы. Поскольку одинокие, малообеспеченные пенсионеры не смогут пользоваться электронной системой, и никто им не поможет.
Также на протяжении всей работы должен происходить процесс привлечения людей и органов власти различных уровней к разработке сервисов и систем для контроля и проверки соответствия требованиям и потребностям людей, а не отдельному видению разработчиков. Первые заявления о «Государстве в смартфоне» вызвали больше непонимания и страха, чем поддержки. Поэтому на протяжении всех этапов внедрения нужно объяснять людям, что происходит, для чего это делается и какая польза (от человека к администрации). И, конечно, ожидания людей должны совпадать с тем, что будет на выходе. Ясность в поставленных задачах и целях будет способствовать более быстрому внедрению. Заявления о том, что будет как где — то будут вызывать у каждого свои ассоциации.
Работа над введением «Государства в смартфоне» — это тот случай, когда точно не станет хуже, по крайней мере, будет хороший прогресс во взаимодействии власть — общество. А вот насколько он будет масштабным и важным, зависит от качества внедрения инициатив. Потому что перевод в цифру — это не прихоть власти или отдельной администрации, это требование времени.
Нужно каждому из участников процесса дать ответ на вопрос: «Для чего нам „Государство в смартфоне?"». Снова обратиться к ВР, стать президентом, получить проект, с которым можно пропиариться, привлечь инвестиции или запустить «умное управление» и создать «умного гражданина». Гражданина, который может анализировать данные о работе городского совета, которым не смогут манипулировать политики, критически относиться к опубликованной информации, потому что будет иметь возможность ее быстро проверить. Нам нужно государство, в котором электронное голосование не самоцель, а один из этапов, где правительство будет пользоваться современным анализом данных для принятия эффективных решений, а люди будут иметь возможность влиять на их принятие.