Легендарный дирижер известен и своими опозданиями. 22 августа Гергиев выступил на «Празднике музыки» в финском Турку.
О чем идет речь?
— Валерий Гергиев — один из ведущих дирижеров мира, который регулярно выступает в Финляндии с руководимым им Симфоническим оркестром Мариинского театра.
— Финский город Турку и Гергиева объединяет дружба городов-побратимов Турку и Санкт-Петербурга и традиции культурного обмена.
— Дружеские связи города Миккели и Гергиева в свое время образовались благодаря критику Сеппо Хейкинхеймо (Seppo Heikinheimo). Гергиев — художественный руководитель музыкального фестиваля «Праздник музыки» в Миккели.
— В мире музыки мнения о Гергиеве расходятся. Некоторые считают, что он относится к публике с неуважением.
Мнения о российском дирижере Валерии Гергиеве расходятся. Маэстро, выступивший 22 августа в городе Турку, бесспорно, является выдающимся музыкантом, но его знают и как капризную персону, которая часто опаздывает на концерты и, по-видимому, выступает без подготовки.
У Гергиева долгая история отношений с Финляндией. В 2008 году его концерт начался с опозданием на полчаса. Когда на часах было время начала концерта, Гергиев еще только ехал в Миккели. За много лет к этому уже привыкли.
Аудитория не обиделась, но особенно беззаботно отнеслись к ситуации музыканты Симфонического оркестра. Когда зал уже начал наполняться слушателями, музыканты играли во фраках в бадминтон на парковке Концертного зала Микаэли. Происходившее помнит и журналист Ану Холттинен (Anu Holttinen), отвечавший за радиотрансляцию концерта для «Юле» (Yle).
Музыканты поняли, что приехал маэстро, только когда администраторы оркестра буквально остановили игру. Резкий свисток ставил точки над «i» и в других абсурдных ситуациях.
В том же году газета «Турун саномат» (Turun Sanomat) дала оценку концерту фестиваля, на котором прозвучала Симфония № 4 Сибелиуса. По мнению критика, в партитуре были опечатки.
«Знаков альтерации, выставленных ошибочно, было непозволительно много — часть не была исправлена вовсе».
«Концерты Симфонического оркестра Мариинского театра всегда производят огромное впечатление — так или иначе», — говорилось в статье.
Выступление собственного сына в Миккели было катастрофой
«Еще настанет день, когда кто-нибудь решится публично признать, что эта суета все эти десятилетия была неуважением к платящей аудитории и серьезным преступлением против искусства», — написал в июле скрипач Пекка Куусисто (Pekka Kuusisto) в Фейсбуке, находясь в Женеве.
Эта критика последовала после публикации статьи «Хельсингин Саномат» (Helsingin Sanomat), в которой сообщалось, что пианист, победитель Международного конкурса имени Чайковского Александр Канторов (Alexandre Kantorow) стал кульминацией «Праздника музыки» в Миккели, хотя Гергиев выделил ему перед концертом всего 15 минут от общего времени репетиций.
Для солистов концерты под руководством Гергиева — как прыжок в неизвестность, поскольку дирижер обычно проводит минимальные по времени репетиции.
С этой ситуацией столкнулись и преуспевшие на Международном конкурсе имени Чайковского финские виолончелисты Сенья Руммукайнен (Senja Rummukainen) и Джонатан Рузман (Jonathan Roozeman). Правда, с ними минимальное время на подготовку не сыграло злую шутку.
Однако в 2018 году произошло событие, способное разбить сердце: сын дирижера, пианист Абисал Гергиев (родился в 2000 году) провалился на заключительном концерте «Праздника музыки» в Миккели. Из-за пробелов в памяти солиста концерт для фортепиано получился очень нескладным. Выступление не задалось. Телерадиокомпания «Юле» решила не транслировать концерт по радио.
«Это должно быть важным напоминанием и для дирижера: солистам нужно выделять более приемлемое количество времени для репетиций с оркестром, особенно молодым солистам», — написала «Хельсингин Саномат».
Некоторые солисты отказываются выступать под руководством Гергиева
В этом году Гергиев и Симфонический оркестр Мариинского театра приехали в день концерта на «Празднике музыки».
Солистом на этот раз был скрипач Юлиан Рахлин (Julian Rachlin). По словам исполнительного директора фестиваля Лиисы Кетомяки (Liisa Ketomäki), он относится к небольшому количеству времени на подготовку спокойно. Рахлин часто выступает на концертах под руководством Гергиева.
В 2016 году Гергиев продемонстрировал в финском Турку спонтанность, поставив студента Ээро Лехтимяки (Eero Lehtimäki) дирижером на номер Симфонического оркестра Мариинского театра. Гергиев убедился в таланте Лехтимяки на коротком мастер-классе, который проводил в тот же день.
По словам Кетомяки, она узнала об этом незадолго до концерта — вместе с тогдашним художественным руководителем Вилле Матвеевым (Ville Matvejeff).
«Гергиев сообщил, что было бы здорово дать такую возможность потенциальному дирижеру. Мы с Вилле в замешательстве посмотрели друг на друга и решили, что хорошо, пусть так будет».
Лехтимяки (родился в 1989 году) позже рассказал, что после этого выступления у него появились предложения по работе, и он поднялся по карьерной лестнице. Сейчас он работает, в том числе, художественным руководителем Городского оркестра города Йоэнсуу.
Кетомяки понимает, что спонтанное решение о замене дирижера, вероятно, понравилось не всем, хотя речь шла всего об одном произведении. Билеты на фестиваль стоят дорого, и многие пришли посмотреть именно на Гергиева.
«В целом это все же очень здорово».
Будучи руководителем фестиваля, Кетомяки заметила, что концерты Гергиева притягивают зрителей. Часто билеты распродаются полностью, как и в случае с концертом 22 августа.
«Он является важным персонажем мира музыки, одним из тех, мнения о которых расходятся. Он, бесспорно, интересный дирижер и оставил свой след в истории музыки».
Гергиев не оставляет равнодушным
Уровень выступлений, которыми руководит Гергиев, вызывает противоречивое впечатление. Распроданные билеты на концерты свидетельствуют о том, что аудитория любит маэстро, которого считает гением. С другой стороны, судя по заявлениям критиков и общественным обсуждениям, концерты Гергиева и Симфонического оркестра Мариинского театра не всегда соответствуют высокому художественному уровню.
Журналист Яани Лянсиё (Jaani Länsiö), специализирующийся на классической музыке, считает, что речь идет о сложившейся репутации. К Гергиеву относятся восторженно.
«Гергиев достиг такого положения, что что бы он ни сделал, это будет либо грандиозно и необычно до гениальности, либо дьявольски пикантно. То, что он не придерживается расписаний, тоже является частью его пленительного образа», — пишет Лянсиё в Фейсбуке.
Лянсиё добавляет в комментарии «Юле», что, как кажется, работа Гергиева и Мариинского оркестра находится во власти случая.
«Настолько успешный, сделавший такую карьеру дирижер в любом случае вызовет эмоции. Он не оставит равнодушным».
«Безразличие и капризность вызывают раздражение в мире музыки, потому что такое поведение не характерно для современности. Сейчас важнее всего — уважительное и почтительное отношение к человеку», — считает композитор, дирижер и скрипач Яакко Куусисто (Jaakko Kuusisto).
«Стереотип маэстро, который руководит оркестром при помощи страха — это вчерашний день», — говорит Куусисто. Он рассматривает случай Гергиева как часть более масштабного явления.
С другой стороны, строгие дирижеры являются яркими пятнами в мире музыки.
«Личности некоторых известных музыкантов являются, по мнению публики и коллег, очень воодушевляющими и чарующими. Некоторые достигают результатов одним только своим присутствием, в то время как другие не могут такого добиться даже тяжелым трудом», — говорит Куусисто.
О противоречиях свидетельствуют и международные новости лета 2019 года. Когда маэстро дебютировал в качестве дирижера в Байроте, храме Вагнера, с оперой «Тангейзер и состязание певцов в Вартбурге», немецкое издание раскритиковало его в пух и прах. Аудитория освистала дирижера.
А недавно Гергиев дирижировал оперой Верди «Симон Бокканегра» на Фестивале классической музыки в Зальцбурге. Дирижер прилетел на выступление прямо с похорон матери.
Аудитория поблагодарила маэстро громом аплодисментов.
Связи с Путиным, освистывание, гром аплодисментов
Связи Гергиева с российской властью — отдельная история. В 2014 году начался скандал, когда дирижер поддержал действия президента Владимира Путина на Украине. Имя Гергиева было в петиции, в которой культурная элита поддерживала политику Путина на Украине.
Позже финка Карита Маттила (Karita Mattila) отказалась петь на концерте под руководством Гергиева в Нью-Йорке. В итоге этот случай привел к вынесению судебного приговора оскорбившему Маттилу финскому юристу за незаконные угрозы и оскорбление чести и достоинства.
Гергиев прокомментировал «Юле» свои связи с Путиным в 2014 году.
«Сейчас не время занимать чью-либо сторону. Особенно в ситуациях, в которых люди совершенно не понимают, что происходит. На Украине происходит гуманитарная катастрофа. Это никак не связано со мной или Каритой Маттилой», — заявил Гергиев.
В международных СМИ тема связей Гергиева с Путиным поднимается регулярно. В России у президента есть рычаги воздействия и в культурной политике.
На запрос «Юле» на проведение интервью Валерий Гергиев не ответил.