По данным Еврейского агентства («Сохнут»), количество иммигрантов из России в Израиль в первой половине 2019 года увеличилось на 73% и составило 11 тысяч 882 человека. Это на 42% больше, чем показатели за аналогичный период прошлого года. С января по июнь 2019 года подавляющее большинство (77%) иммигрантов в Израиль представлено выходцами из стран бывшего СССР.
На первом месте — Россия (7 тысяч 894 иммигранта), что на 73% больше, чем в первом полугодии прошлого года. Еще одна большая группа прибыла из Украины: 3 тысячи 5 человек, что всего на 6% больше, чем в январе-июне прошлого года, 396 иммигрантов прибыли из Белоруссии, но по сравнению с соответствующим периодом 2018 года количество новых репатриантов из этой страны уменьшилось на 17%.
Конечно, нынешнюю волну иммиграции нельзя сравнить с «большой алией» (алия — термин, обозначающий репатриацию евреев в Израиль, — прим. ред.) 1990-х годов. За последние пять лет в Израиль прибыло около 36 тысяч человек из бывшего Союза, то есть примерно столько же, сколько приезжало за 1 месяц в девяностые.
Чиновники в Израиле утверждают, что эмиграция из России в основном обусловлена политическими причинами, а из Украины — соображениями безопасности (как физической, таки экономической). Соответствующие министерства предпочли формально не рассматривать эти выводы, поскольку это может нанести ущерб отношениям с Россией. "У России нет уверенности в будущем страны, и особенно при президенте Владимире Путине, — утверждает правительственный чиновник. — Это, в основном, так называемая „путинская алия"».
«Эмиграцию из России стимулируют два противоположных фактора. С одной стороны, политическая ситуация внутри страны является проблематичной, с другой — конфликт с Украиной стимулирует рост напряженности в отношениях России с США и странами Евросоюза. Последнее оказывает влияние на экономическое благополучие и бизнес-возможности среднего класса, к которому относится большинство российских евреев, — говорит источник в правительстве. — Сегодня в России действуют еврейские школы и сионистские летние лагеря, и если ребенок учится в них, то, вполне естественно, что в перспективе он/она будет рассматривать возможность эмиграции в Израиль».
В начале 2000-х годов, по словам того же анонимного источника, правом на возвращение в основном пользовались люди из российской глубинки, но в последние годы ситуация изменилась и многие приезжают в Израиль из Москвы и Санкт-Петербурга. Это востребованные профессионалы, состоятельные люди, которые не будут сидеть на шее у государства.
Глава крупнейшей русскоязычной адвокатской коллегии Израиля Эли Гервиц связывает рост интереса к израильскому гражданству со стороны экономически активных, состоятельных людей, имеющих право на репатриацию, с потребностью построить «запасной аэродром» для себя, своей семьи, своего бизнеса и своих капиталов. У израильского гражданства много преимуществ, отмечает адвокат Эли Гервиц. Это и свобода путешествий (безвизовый режим более чем со 160 странами мира), и возможность покупать недвижимость и регистрировать бизнесы с паспортом западной страны, и страховка от проблем, если в своей стране все плохо, и, конечно, дополнительное гражданство и возможность жить в стране, где говорят по-русски, но уважают своих граждан по-американски,
С ним согласен и исполнительный директор фонда Новый Израиль (New Israel Fund, NIF) Мики Гицин (Mickey Gitzin). Он убежден, что изменение политического климата в России является одним из основных катализаторов репатриации: «Раньше люди эмигрировали в Израиль из соображений личной или экономической безопасности, но теперь ситуация изменилась. Сегодня репатрианты более обеспечены и могут позволить себе жить в Тель-Авиве или Хайфе, они приезжают в Израиль из-за сокращения демократического пространства в России. В этих условиях алия — это окно возможностей. Другие страны, такие как США или Канада, принимают иммигрантов из России с опаской».