Если обратить внимание на статистику, в России 65% женщин в возрасте от 25 до 34 лет имеют высшее образование. А в среднем по ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития — прим. ред.), в которую входят в основном развитые страны, этот показатель составляет около 50%. С другой стороны, в России достаточно высок уровень использования женщин в качестве рабочей силы: 57%. Для сравнения — в Турции этот коэффициент почти в два раза ниже.
Учитывая, что Россия имеет особенности, присущие как Востоку, так и Западу, на мой взгляд, важнейшую роль в том, что Россия пришла к такому уровню, сыграл коммунистический период. В этой связи было бы полезно обратить внимание на политику в отношении женщин в эпоху коммунизма. Но сначала я хотел бы привести несколько примеров, иллюстрирующих исторический и культурный фон этого вопроса.
На 76-й минуте культового фильма «Андрей Рублев» известного российского режиссера Андрея Тарковского, который проливает свет на Россию XV века, ребенок читает в священном писании следующие строки: «Хочу также, чтобы вы знали, что всякому мужу глава — Христос… жене глава — муж… а Христу глава — Бог… Не муж от жены, а жена от мужа».
Третий пример — это два слова из русского языка. Так, в русском языке в отношении женщины, состоящей в браке, используется слово «замужем», и отсюда могут возникать такие толкования, как быть за мужем, выдвигать мужа на передний план в качестве защитника, поддерживать его или оставаться на вторых ролях. Кроме того, когда женщина вступает в брак, о ней говорят «выходит замуж», и похожее выражение есть в турецком языке («kocaya gitmek»).
В этой связи возникает вопрос: как в обществе с такими культурными кодами женщины смогли занять то положение, которое занимают сегодня? Прежде всего следует отметить, что с большевистской революцией равенство полов и эмансипация женщин стали государственным политическим курсом. После революции в стране быстро повысился уровень охвата [населения] школьным образованием.
Предполагалось, что роль женщины в обществе должна заключаться не только в удовлетворении семейных потребностей. Были даже проведены работы в направлении улучшения положения женщин в партии путем создания подразделений под названием «Женотдел». Прилагались усилия к тому, чтобы женщины активно участвовали в жизни общества, имели уверенность в себе, не подвергались гендерным ограничениям и вносили вклад в строительство социализма, а не просто оставались домохозяйками.
Разумеется, наряду с ментальным воспитанием женщин в этом направлении мужчины тоже следовали за этим процессом изменений. С другой стороны, вследствие курса на форсированную индустриализацию, особенно в 1930-е годы, произошло значительное повышение уровня женской занятости.
Но поскольку работа по дому тоже оставалась преимущественно за женщинами, которые были вынуждены и работать, и вести домашнее хозяйство, на плечи женщин легли более тяжелые обязанности. Вместе с тем уменьшение численности населения в стране особенно после Второй мировой войны больше вывело на передний план материнскую роль женщины и понятие семьи.
Поэтому можно сказать, что своим нынешним положением современная российская женщина в значительной степени обязана коммунистическому периоду. И, на мой взгляд, если бы в России вместо большевистской революции речь шла о либеральной системе и рыночной экономике, положение женщин улучшилось бы, но не настолько, как можно констатировать сегодня. В скандинавских странах, где положение женщин относительно сильнее, не было коммунистического опыта, но их исторические и культурные коды выглядят несколько иначе. В любом случае это вопрос спорный.