Москва — Более тысячи человек вышли в Москве на демонстрацию против политических притеснений. Приближаются муниципальные выборы 8 сентября, и российская оппозиция обещает, что не собирается сдаваться.
«Чем все это закончится? Мы не знаем. Страшно даже думать об этом. Правительство просто закрывает все пути к диалогу», — говорит 49-летняя Ольга Алибаева.
Вместе со своей 19-летней дочерью Натальей Алибаевой она стоит возле памятника Грибоедову в центре Москвы и ждет начала шествия. Демонстрацию, разрешение на которую власти не дали, созвала лидер оппозиции Любовь Соболь — в знак солидарности с политическими заключенными. 14 человек, задержанных во время летних демонстраций за свободные выборы, по-прежнему находятся в тюрьме. Против них ведется судебный процесс. Им грозит до восьми лет тюрьмы.
Мать и дочь Алибаевы участвуют практически во всех демонстрациях против путинского режима уже год. Прошлым летом за участие в несанкционированной демонстрации задержали брата Натальи, приговорив его к штрафу в 15 000 рублей.
«Кому-то может показаться, что это мало, но для него это большая сумма», — говорит Наталья Алибаева.
Интересоваться политикой Наталья Алибаева начала два года назад, когда участвовала в кампании за то, чтобы оппозиционный политик Алексей Навальный смог баллотироваться на российских президентских выборах.
«Они не дали ему баллотироваться. И не только ему, но и куче других кандидатов от оппозиции. Они украли наши выборы», — говорит Наталья Алибаева.
Ее мать считает, что путинский режим слаб: «У нас войск МВД, подавляющих собственных граждан, больше, чем солдат, защищающих страну».
«Власти боятся своего народа», — вставляет Наталья.
Несмотря на то, что сегодняшняя демонстрация была незаконна, в этот раз полиция не вмешивалась, когда люди стали собираться у статуи Грибоедова на Чистых прудах в центре Москвы. Когда толпа после этого колонной прошла несколько километров до Пушкинской площади, полицейские регулировали дорожное движение так, чтобы собравшиеся могли пройти дальше. Это совсем не похоже на то, как полицейские вели себя во время предыдущих демонстраций, когда демонстрантов сразу задерживали.
«Россия без Путина! Путин — вор! Свободу политическим заключенным! Прочь, чекисты!» — кричали люди. (Чекисты — это члены так называемого ЧК, первой службы безопасности большевиков, которая потом превратилась в КГБ, а сегодня называется ФСБ.)
На Пушкинской площади Любовь Соболь произнесла короткую речь без микрофона.
«Мы хотим пользоваться своими конституционными правами. Это все, чего мы хотим. У нас есть право баллотироваться на выборах. Мы хотим прекратить массовый снос домов в Москве, остановить пенсионную реформу. Я считаю, что мы можем жить в России без коррупции», — говорила Соболь осипшим голосом, пока полицейские в нескольких сотнях метрах от нее кричали в мегафоны, что люди должны разойтись.
Соболь была одним из неформальных лидеров множества летних демонстраций в Москве. Именно она созвала первые демонстрации после того, как Центральный избирательный комитет не разрешил ей зарегистрироваться в качестве кандидата на московских муниципальных выборах 8 сентября.
Несмотря на то, что демонстранты на Пушкинской площади были окружены ОМОНом, в этот раз никого не задержали. Полицейских тоже было значительно меньше, чем во время предыдущих демонстраций. Российское министерство внутренних дел сообщило, что на демонстрацию собралось 750 человек. По информации независимого радио «Эхо Москвы» — как минимум 1500.
Демонстрации в Москве
Летом в Москве состоялись четыре крупные демонстрации против путинского режима: 20 июля, 27 июля, 3 августа и 10 августа. Крупнейшая состоялась 10 августа — в ней участвовало от 50 до 60 тысяч человек. Больше всего людей полиция задержала 27 июля — более 1300.
17 июля прошли одиночные демонстрации, несколько человек было задержано.
8 сентября в Москве пройдут муниципальные выборы. В них позволили баллотироваться крайне небольшому числу оппозиционных кандидатов. В большинстве случаев причина в том, что власти отказались признать собранные некоторыми кандидатами подписи, требуемые для регистрации в качестве кандидатов.