Raseef22 (Ливан): между молотом исламистов и наковальней националистов. Утраченные надежды поколений на свободу

Гани Дуэйк работал консультантом в сфере СМИ и сотрудничал с Норвежским советом по делам беженцев в Иордании. Ранее занимал должность медиа-директора в региональном отделении «Врачи без границ» в Бейруте. С 2008 года работает в гуманитарной сфере. Имеет опыт работы в нескольких странах Ближнего Востока и в Южном Судане. Получил степень магистра в области менеджмента гуманитарных организаций в Женеве.

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В статье автор рассуждает об исламизме и национализме, утверждая, что они являются сторонами одной медали, а главная забота их приверженцев – уничтожение целых поколений путем «промывания мозгов» и навязывания им неверных представлений. Тем не менее, считает он, надежда все еще есть: все отчетливее слышатся голоса среди молодежи, которая отказывается верить в эти идеи.

В свете текущей политической ситуации на Ближнем Востоке можно лишь попытаться понять причины и корни происходящего, которые возвращают нас назад на семьдесят лет.

Я не буду говорить о положении стран региона во время французского и британского колониализма, так как это будет длинное объяснение. После бесед с представителями двух крупнейших идейных полюсов на Ближнем Востоке — исламизма и национализма — я понял, что они являются сторонами одной медали. Пусть с идеологической точки зрения они различны, в их основе лежит одна логика и один практический подход. Я начну с перечисления некоторых сходств, которые могут показаться вам обоснованными или же нет. 

Во-первых, это понимание общности: приверженцы обеих идеологий верят в необходимость принадлежности к группе и отмены индивидуализма в пользу общих интересов. Мы видим это как на примере «Братьев-мусульман» (террористическая организация запрещена в РФ — прим. ред.), так и националистических и насеристских партий, которые слепо считают свои идеи единственно верными и враждебно относятся к любому инакомыслию.

Во-вторых, это общий принцип «цель оправдывает средства». Обе идеологии оправдывают жестокие, бесчеловечные действия во имя общественных интересов. Исламисты оправдывают убийства и взрывы во имя джихада и отстаивания «своих прав». В свою очередь, националисты и насеристы оправдывают аресты, насилие, пытки, убийства во имя служения родине и очищения страны от предателей. 

В-третьих, это отношение женщин как к товару и их вовлечение в проституцию во имя дела и интересов страны. Исламисты использовали женщин в качестве средства удовлетворения сексуальных потребностей мужчин в Афганистане, Ираке, Сирии и других странах. Это явление получило различные названия, например, секс-джихад (джихад ан-никях). Тем временем националисты эксплуатировали женщин для служения стране, и происходило это сразу на нескольких исторических этапах. Прежде всего это касается шестидесятых годов прошлого века, когда режим Насера ​​грязным способом использовал их в целях шантажа египетских и других деятелей. Например, их фотографировали в компании женщин во время «особых ситуаций», и все это во имя интересов нации.

Здесь, дорогие читатели, мне на ум приходит сцена из фильма Атефа Ат-Тайба «Обнаружение скрытого», снятого в 1990-х годах, в котором освещен этот исторический период. Некоторые насеристы все еще защищают и оправдывают Насера, утверждая о его неосведомленности касательно злоупотреблений. По их словам, это окружение египетского лидера вводило его в заблуждение, хотя на самом деле он знал все.

В этой сцене главная героиня (играет актриса Набиля Обейд) беседует со своим бывшим начальником из разведывательной службы Юсефом Шаабаном и просит его объяснить, в чем секрет игры того времени. Он рассказывает ей, что отгородился от мира и предпочел спрятаться на своей ферме, которую когда-то оставил ради службы, и назвал себя ослом за это. В ответ на вопрос женщины о причине такого к себе отношения, Шаабан заявил: «Только осел может поверить, что его страна извлекает пользу из всех этих грязных операций».

Четвертым сходством является отношение к предательству и такфиризм. Исламисты борются с несогласными при помощи целого ряда готовых обвинений в неверии, ереси, атеизме, ненависти к исламу и других вещах. Так же и любой, кто критикует национализм, является империалистом, бойцом «пятой колонны», предателем на службе иностранным силам или мерзким капиталистом.

Пятая общая черта — отрицание ответственности в рамках своей группы. Когда исламистов критикуют за те или иные преступления по всему миру, их лидеры начинают искать этому оправдания. По их словам, это действия отдельных личностей, которые не могут представлять всю группу и всех мусульман. Когда же их обвиняют в прозападной ориентации и получении финансовой и материально-технической поддержки от многих западных, арабских стран и даже Израиля, с их стороны звучит один ответ: «Война — это обман, и цель оправдывает средства».

С другой стороны, когда критикуют лидеров националистов (насеристов) в использовании Запада и Востока в качестве средства достижения своих целей, в ответ звучат утверждения о некоем «тактическом плане» служения нации. Кроме того, лидеры националистов обвиняют идейно близких им нынешних глав государств в продаже ресурсов стран и истощения своих народов при помощи различных благотворительных фондов «на нужды родины». Они, похоже, забыли, что эта идея была впервые предложена националистами, начиная от Гитлера и Насера, который выдвинул инициативу «пожертвуй пиастр Египту», а также идею по выплате пожертвований в пользу храмов Испании и Италии за их вклад в развитие Египта.

Эти и другие примеры доказывают нам, или, по крайней мере, некоторым из нас, что обе идеологии являются сторонами одной медали. Главной заботой их приверженцев было уничтожение целых поколений путем «промывания мозгов» и навязывания им неверных представлений. Эти системы сконцентрировали в своих руках миллионы долларов и огромные человеческие ресурсы для подавления любого мирного движения, которое бы требовало настоящего государственного строительства, будь то в экономическом, культурном или социальном планах. Эти системы превратили хаос в обыденное дело и зачастую — в необходимость. Лидеры убедили своих сторонников в том, что любой человек, отличающийся от них вероисповеданием, национальностью или взглядами, является врагом, которого необходимо устранить прежде всех внешних угроз.

Так, целые поколения оказались потерянными, поскольку им затыкали рты или выгоняли из страны. Некоторые просто разочаровывались и не хотели никому противостоять.

Тем не менее надежда все еще есть. Мы начинаем слышать голоса среди молодежи, отказавшиеся верить в эти идеи. Они поняли, что поколения их родителей, бабушек и дедушек, которые относят себя к тому или иному идеологическому течению — это всего лишь стадо, воспитанное на послушании, подчинении и обожествлении своего лидера, какими бы ни были его ошибки. Нынешнее поколение стало осознавать, что критика разрешена, а причина противостояния не в невежестве, а в желании сделать родину лучше. Это является их фундаментальным правом, а не прерогативой правителя или режима.

Хочется отдать дань уважения той молодежи, которая в полной мере осознала, что их путь сложен и полон препятствий, но их мечты осуществимы. 

Обсудить
Рекомендуем