Картина создана без привлечения государственных средств и при участии непосредственных участников событий, о которых говорится в фильме. Авторы сценария — Михаил Брыных и Тарас Констанчук, который исполнил одну из главных ролей в картине — командира штурмовой группы батальона «Донбасс» Бигшута. Режиссером фильма стал дебютант Иван Тимченко.
Фильм рассказывает о событиях июля-августа 2014 года, когда украинская армия и добробаты, в частности «Донбасс», попали в окружение под Иловайском и затем были расстреляны регулярной российской армией во время выхода через так называемый «зеленый коридор».
События в фильме вращаются вокруг добровольцев батальона «Донбасс», показывают их в разных ситуациях — от вполне мирных эпизодов, которые знакомят нас с бытом и привычками бойцов — до боевых сцен, в которых мы видим их воинскую подготовку, поведение в бою, их победы и их потери. В целом в фильме рассказывается о нескольких военных операциях, которые планируются в штабе и впоследствии реализовываются, однако ни планирование, ни его реализация совсем не похожи на привычное нам кино. Война здесь переплетена с обычной жизнью и перед нами скорее демократический процесс принятия решений, который бойцы перенесли на войну из мирной жизни, чем строгая военная дисциплина и обычная уставная иерархия. Следовательно, главные в фильме добродетели — боевое братство, солдатская солидарность, взаимная поддержка.
По словам сценариста Михаила Брыныха, фильм создавался как полифонический роман, в котором объединилось много сюжетных линий и персонажей. Такая полифоничность дала возможность показать немало явлений и общественных процессов того времени, без которых трудно понять контекст многих событий фильма.
В то же время эта полифоничность создала определенные трудности с пониманием того, кто же является главным героем картины. В конце концов, такие трудности с идентификацией входили в задачи сценариста и режиссера фильма, которые стремились создать больше коллективный, чем индивидуальный портрет. По словам режиссера картины Ивана Тимченко, главным героем фильма является сам батальон «Донбасс». Особенно это заметно из финальных эпизодов картины, собственно, из титров, которые говорят о войне больше, чем ожидаешь.
Вместе с тем в фильме есть узнаваемые реальные люди, среди которых, скажем, Марко Паславский (Франко), американский военный, майор в отставке, который принял украинское гражданство и стал добровольцем батальона «Донбасс». Или Александр Романенко (Скиф), ветеран афганской войны. Или командир первого взвода первой роты батальона Сергей Шкаровский (Шульц), который не был профессиональным военным. Все они погибли и сцена прощания с ними тоже есть в картине.
В других персонажах произошло сочетание реального человека и его художественная интерпретация. Михаил Брыных говорит, что не стремился встречаться с родственниками и близкими погибших, поскольку не хотел, чтобы документальная правда мешала художественной.
И все же главный герой в фильме есть. Это тот самый Тарас Констанчук, Бигшут, который становится центральным персонажем после ранения, когда он — вместе с побратимом Квентином — прячутся в Иловайске. Там на Бигшута начинает охоту бывший полковник ГРУ Рынков, который приехал на Донбасс в поисках своего сына. Как главный герой, Бигшут проявляет все лучшие качества экранного солдата — он сдержанный, собранный, рациональный, в то же время он не теряет боеспособности, а в финале проявляет благородство. Именно в Бигшуте больше всего проявились кинематографические условности этой истории. Линия Бигшута — это фактически триллер, в котором ты переживаешь за судьбу героя до самого финала. В остальном «Иловайск» — фильм мультижанровый, в котором сочетается документальность с выдумкой, локальный контекст с эпичностью.
На сегодня фильм получил разные отзывы, часто диаметрально противоположные. Что касается претензий, то они относятся больше к сфере личного вкуса и до конца понятных ожиданий, чем касаются более серьезных вещей: достоверности событий, общего контекста, персонажей фильма или его посыла. А они абсолютно понятны — фильм рассказывает о недавней нашей истории, незаживших ранах и войне, которая все еще продолжается. Конечно, с 2014 года многое изменилось, но неизменной осталась угроза вражеского вторжения, следовательно, подобного типа фильмы все же стоит воспринимать больше в контексте исторического времени, в котором мы находимся, чем через призму эстетики или еще чего-нибудь. Конечно, это не означает, что тема оправдывает все, но «Иловайск 2014. Батальон «Донбасс» и не требует оправданий.
И хотя перед нами не окончательная версия фильма (из монтажа вырезали час материала), уже сейчас можно смело судить о его достоинствах. Кроме достоверности исторического фона, правдивости многих показанных событий, детального воспроизведения военного антуража, актерской органики, которую демонстрируют большинство исполнителей, в том числе и непрофессиональных актеров (в картине снималось много реальных бойцов «Донбасса»), фильм важен еще и со стороны концептуальной.
Он порывает с пропагандистской моделью кинематографа, с так называемым военно-патриотическим фильмом, который еще с советских времен был едва ли не единственно возможным способом рассказать о войне. В той старой модели военно-патриотического кино речь шла в основном об идеологически правильных вещах, в которых не было места правде войны. Зато было много пафоса и псевдопатриотизма. Более того, исторические события, как правило, искажались и фальсифицировались, чтобы картина могла выполнять пропагандистские функции.
В «Иловайске» нет пафоса и героических речей, отсутствует высокое военное начальство и политруки. Фильм передает хаос войны и в то же время демонстрирует решительность и мужество людей, которые добровольно пошли защищать Родину. Не слишком углубляясь в психологию и мотивацию, фильм, однако, создает убедительные портреты людей, с которыми большинство из нас довольно легко может себя соотнести.
Картина создана без привлечения государственных средств и при участии непосредственных участников событий, о которых говорится в фильме. Авторы сценария — Михаил Брыных и Тарас Констанчук, который исполнил одну из главных ролей в картине — командира штурмовой группы батальона «Донбасс» Бигшута. Режиссером фильма стал дебютант Иван Тимченко.
Фильм рассказывает о событиях июля-августа 2014 года, когда украинская армия и добробаты, в частности «Донбасс», попали в окружение под Иловайском и затем были расстреляны регулярной российской армией во время выхода через так называемый «зеленый коридор».
События в фильме вращаются вокруг добровольцев батальона «Донбасс», показывают их в разных ситуациях — от вполне мирных эпизодов, которые знакомят нас с бытом и привычками бойцов — до боевых сцен, в которых мы видим их воинскую подготовку, поведение в бою, их победы и их потери. В целом в фильме рассказывается о нескольких военных операциях, которые планируются в штабе и впоследствии реализовываются, однако ни планирование, ни его реализация совсем не похожи на привычное нам кино. Война здесь переплетена с обычной жизнью и перед нами скорее демократический процесс принятия решений, который бойцы перенесли на войну из мирной жизни, чем строгая военная дисциплина и обычная уставная иерархия. Следовательно, главные в фильме добродетели — боевое братство, солдатская солидарность, взаимная поддержка.
По словам сценариста Михаила Брыныха, фильм создавался как полифонический роман, в котором объединилось много сюжетных линий и персонажей. Такая полифоничность дала возможность показать немало явлений и общественных процессов того времени, без которых трудно понять контекст многих событий фильма.
В то же время эта полифоничность создала определенные трудности с пониманием того, кто же является главным героем картины. В конце концов, такие трудности с идентификацией входили в задачи сценариста и режиссера фильма, которые стремились создать больше коллективный, чем индивидуальный портрет. По словам режиссера картины Ивана Тимченко, главным героем фильма является сам батальон «Донбасс». Особенно это заметно из финальных эпизодов картины, собственно, из титров, которые говорят о войне больше, чем ожидаешь.
Вместе с тем в фильме есть узнаваемые реальные люди, среди которых, скажем, Марко Паславский (Франко), американский военный, майор в отставке, который принял украинское гражданство и стал добровольцем батальона «Донбасс». Или Александр Романенко (Скиф), ветеран афганской войны. Или командир первого взвода первой роты батальона Сергей Шкаровский (Шульц), который не был профессиональным военным. Все они погибли и сцена прощания с ними тоже есть в картине.
В других персонажах произошло сочетание реального человека и его художественная интерпретация. Михаил Брыных говорит, что не стремился встречаться с родственниками и близкими погибших, поскольку не хотел, чтобы документальная правда мешала художественной.
И все же главный герой в фильме есть. Это тот самый Тарас Констанчук, Бигшут, который становится центральным персонажем после ранения, когда он — вместе с побратимом Квентином — прячутся в Иловайске. Там на Бигшута начинает охоту бывший полковник ГРУ Рынков, который приехал на Донбасс в поисках своего сына. Как главный герой, Бигшут проявляет все лучшие качества экранного солдата — он сдержанный, собранный, рациональный, в то же время он не теряет боеспособности, а в финале проявляет благородство. Именно в Бигшуте больше всего проявились кинематографические условности этой истории. Линия Бигшута — это фактически триллер, в котором ты переживаешь за судьбу героя до самого финала. В остальном «Иловайск» — фильм мультижанровый, в котором сочетается документальность с выдумкой, локальный контекст с эпичностью.
На сегодня фильм получил разные отзывы, часто диаметрально противоположные. Что касается претензий, то они относятся больше к сфере личного вкуса и до конца понятных ожиданий, чем касаются более серьезных вещей: достоверности событий, общего контекста, персонажей фильма или его посыла. А они абсолютно понятны — фильм рассказывает о недавней нашей истории, незаживших ранах и войне, которая все еще продолжается. Конечно, с 2014 года многое изменилось, но неизменной осталась угроза вражеского вторжения, следовательно, подобного типа фильмы все же стоит воспринимать больше в контексте исторического времени, в котором мы находимся, чем через призму эстетики или еще чего-нибудь. Конечно, это не означает, что тема оправдывает все, но «Иловайск 2014. Батальон «Донбасс» и не требует оправданий.
И хотя перед нами не окончательная версия фильма (из монтажа вырезали час материала), уже сейчас можно смело судить о его достоинствах. Кроме достоверности исторического фона, правдивости многих показанных событий, детального воспроизведения военного антуража, актерской органики, которую демонстрируют большинство исполнителей, в том числе и непрофессиональных актеров (в картине снималось много реальных бойцов «Донбасса»), фильм важен еще и со стороны концептуальной.
Он порывает с пропагандистской моделью кинематографа, с так называемым военно-патриотическим фильмом, который еще с советских времен был едва ли не единственно возможным способом рассказать о войне. В той старой модели военно-патриотического кино речь шла в основном об идеологически правильных вещах, в которых не было места правде войны. Зато было много пафоса и псевдопатриотизма. Более того, исторические события, как правило, искажались и фальсифицировались, чтобы картина могла выполнять пропагандистские функции.
В «Иловайске» нет пафоса и героических речей, отсутствует высокое военное начальство и политруки. Фильм передает хаос войны и в то же время демонстрирует решительность и мужество людей, которые добровольно пошли защищать Родину. Не слишком углубляясь в психологию и мотивацию, фильм, однако, создает убедительные портреты людей, с которыми большинство из нас довольно легко может себя соотнести.