Можно понять, по какой причине следующий концерт Оклендского филармонического оркестра (Auckland Philharmonia Orchestra) довольно прозаично назван «Ашкенази и Муллова». Эти легендарные русские, в конечном счете, являются самыми крупными звездами классической музыки из числа тех, кто посещает Новую Зеландию в 2019 году. Однако это выступление с таким же успехом можно было бы назвать «Резонансы» (Resonances). Их там будет предостаточно.
В программу концерта включен скрипичный концерт Сибелиуса. Сибелиус — величайший представитель финской музыки; Владимир Ашкенази уже давно поселился в этой стране и женился на финке; Виктория Муллова победила на Конкурсе скрипачей имени Сибелиуса. Чайковский тоже в списке. И Ашкенази, и Муллова стали победителями самого крупного конкурса в области классической музыки — Международного конкурса имени Чайковского. Резонансы.
Ашкенази — очень известное имя, он принадлежит к наиболее прославленным музыкантам своего поколения, однако Муллова ничего не знала о нем, когда жила в Советском Союзе.
«Он уехал из страны, а люди переставали говорить о тех, кто не вернулся, — сказала она. — Когда я была подростком, он уже не выступал в России, и о нем никогда не говорили. Если я не ошибаюсь, он начал свою карьеру в конце 1980-х».
На самом деле Ашкенази покинул Советский Союз в 1963 году, спустя год после победы на Конкурсе имени Чайковского, а через 20 лет уже сама Муллова сбежала на Запад. Ее собственная история напоминает шпионский триллер времен холодной войны.
Муллова получила разрешение на выступление с концертами в Финляндии — еще больше резонансов — со своим старым партнером и дирижером Вахтангом Жордания, который ей аккомпанировал. Согласно существующей легенде, с помощью одного финского журналиста эти двое в светлых париках обвели вокруг пальца незадачливого агента КГБ, который должен был за ними следить, и направились в Швецию, где им было предоставлено безопасное место до начала работы Посольства США, которое было закрыто в тот уикенд в связи с отмечавшимся 4 июля Днем независимости.
Через несколько дней они уже оказались в Вашингтоне, округ Колумбия. Муллова оставила свою скрипку Страдивари, — она принадлежала народу Советского Союза, — на кровати в своем отеле в Финляндии. Ее отношения с родной страной продолжают оставаться неоднозначными.
Несмотря на плохие воспоминания, Муллова иногда дает концерты в России, и ранее в этом году там выступала. Однако в ее программе концертного тура в рамках проекта «Камерная музыка в Новой Зеландии», который начинается после ее выступления с Оклендским филармоническим оркестром, нет произведений русских композиторов.
Это в большей степени международная программа, специально для которой было создано Трио Виктории Мулловой, которое исполнит второе фортепьянного трио Шуберта и замечательное фортепьянного трио ля минор Равеля. В обоих этих номерах будет принимать участие пианист из Новой Зеландии Стивен Де Пледж (Stephen de Pledge). Салина Фишер (Salina Fisher), тоже представляющая страну киви, написала новое произведение для скрипки и виолончели, и Муллова впервые исполнит его со своим английским мужем Мэтью Барли (Matthew Barley).
Эта пара в прошлом году также исполнила новый двойной концерт («Очень сложный, но очень красивый»), написанный французским композитором Паскалем Дюсапеном (Pascal Dusapin). Однако они редко исполняют вдвоем камерную музыку. Вместе они работали в рамках нескольких неклассических программ, включая такие необычные проекты как запись в 2000-м году альбома «В зазеркалье» (Through the Looking Glass), в котором Муллова исполняет выполненные Барли аранжировки Bee Gees, Майлса Дэвиса и Аланис Мориссетт (Alanis Morissette).
Записанный Мулловой в прошлом году компакт-диск с произведениями Арво Пярта (Arvo Part) может показаться уже знакомой территорией, однако сама она признается, что не так часто исполняет современную музыку. Это вызывает сожаление, если принять во внимание ее запись произведений Пярта. Это великолепный альбом, один из лучших в прошлом году, и Муллова демонстрирует там сказочный кристальный звук, а также связь между Пяртом и Бахом.
В Пярте есть что-то мистическое. У него борода, как у пророка, а его изображения всегда получаются слегка размытыми. Как будто его аура отказывается быть запечатленной на пленке. Однако его музыку вполне можно назвать строгой и похожей на церковную. Сам композитор присутствовал на сеансах записи этого компакт-диска.
«Он действительно очень приятный человек, — говорит Муллова. — Религия важна для него, а также религиозные чувства в музыке, но он очень теплый человек. С ним весело».