Во вторник президент Трамп объявил об уходе Джона Болтона с поста советника по национальной безопасности. Он был третьим человеком, занимавшим этот пост с начала работы администрации Трампа. Белый дом говорит, что пока исполнять обязанности советника будет действующий заместитель Болтона Чарльз Купперман (Charles M. Kupperman), однако Трамп уже сказал, что на следующей неделе назовет имя преемника.
Официальные и неофициальные советники президента сразу начали думать и гадать, кто из оставшихся в окружении президента людей может занять этот пост.
В расширенный список кандидатов, составленный теми, кто надеется продвинуть своих союзников или навредить своим врагам, вошли бывший руководитель аппарата Болтона Фред Флейц (Fred Fleitz), бывший исполняющий обязанности советника по национальной безопасности генерал-лейтенант в отставке Кит Келлог (Keith Kellogg), отставной заместитель начальника штаба сухопутных войск, а ныне советник вице-президента по национальной безопасности Джек Кин (Jack Keane), советник исполняющего обязанности главы администрации Мика Малвейни (Mick Mulvaney) Роберт Блэр (Robert Blair), а также спецпредставитель администрации по делам заложников Роберт О'Брайен (Robert C. O'Brien), назвавший Трампа величайшим переговорщиком по заложникам в истории США.
Обстановка в администрации начинает напоминать игру в музыкальные стулья наоборот, когда должностей очень много, а желающих их занять недостаточно. Именно в такой обстановке появился шорт-лист наиболее вероятных сменщиков Болтона.
Исполняющий обязанности советника по национальной безопасности Чарльз Купперман
Бывший сотрудник администрации Рейгана Купперман, занимавшийся оборонными контрактами, является давним соратником Болтона. 68-летний Купперман известен своей вежливостью и мягкостью. Заместителем советника по национальной безопасности он был назначен в январе.
Вскоре после того, как Болтон во вторник покинул Белый дом, заместитель пресс-секретаря Белого дома Хоган Гидли (Hogan Gidley) заявил репортерам, что Купперман будет исполнять обязанности Болтона. В этой администрации исполняющие обязанности имеют обыкновение оставаться на своих постах неопределенно долго, однако то обстоятельство, что Купперман — человек из окружения Болтона, может сократить его пребывание в должности и.о.
Тем не менее, президент высоко оценил стиль работы Куппермана, для которого важны только факты, в отличие от идеологизированного Болтона. Один информированный человек сообщил, что если бы Трампу был нужен доклад о долгосрочном планировании по вопросам национальной безопасности, он предпочел бы выслушать Куппермана, а не Болтона.
Представитель по Северной Корее Стивен Биган (Stephen E. Biegun)
Биган, будучи специальным представителем США по Северной Корее, не понаслышке знает о стычках между Болтоном, который неизменно придерживается жесткой и агрессивной позиции в отношении КНДР, и президентом, который посредством дипломатии улыбок пытается убедить северокорейского лидера Ким Чен Ына пойти путем денуклеаризации.
Бигана считают способным технократом, а не творцом больших идей, в отличие от Болтона, чьи политические позиции сформировались под воздействием его твердых идеологических взглядов. Недавно Биган начал все больше сближаться с госсекретарем Майком Помпео и Трампом, отдаляясь от несговорчивого Болтона с его жесткой линией против КНДР.
Выступая на прошлой неделе в Мичиганском университете, 56-летний Биган сказал, что он не оспаривал решение Трампа проигнорировать доказательства создания Ким Чен Ыном современного арсенала.
«Задача состоит в поиске дипломатических путей для решения этой проблемы, — сказал Биган. — Президент четко заявил о том, что недоволен ракетами малой дальности [в распоряжении у Ким Чен Ына]. Однако это не помешает нашим попыткам наладить дипломатическое взаимодействие в целях урегулирования тех проблем, о которых мы ведем речь».
Этим летом Бигану прочили должность посла в России, на которой он должен был сменить подавшего в августе в отставку Джона Хантсмана. Но в итоге она досталась Джону Салливану (John Sullivan), работающему на посту заместителя госсекретаря Помпео.
Белый дом не ответил на просьбу прокомментировать предположения о том, что президент недавно беседовал с Биганом на предмет занятия должности советника по национальной безопасности.
Биган также работал исполнительным секретарем Совета национальной безопасности при президенте Джордже Буше-младшем. В августе 2001 года он был вместе с президентом в отпуске на его ранчо в Техасе, когда Бушу во время ежедневного брифинга показали статью под заголовком «Бен Ладен полон решимости нанести удар по США».
Представитель администрации по Ирану Брайан Хук (Brian H. Hook)
Хуку 51 год, и его тоже прочат на смену Болтону. Он является спецпредставителем администрации по Ирану и старшим советником Помпео.
Хук — адвокат, назначенный в Госдепартамент при бывшем госсекретаре Рексе Тиллерсоне, и он один из немногих уцелевших в администрации людей из той эпохи. Знающий об отношениях Хука и Трампа чиновник из администрации сказал, что они «взаимодействуют по Ирану», и что «президент доволен тем, как там идет реализация американской стратегии».
Хука мог поддержать зять и старший советник президента Джаред Кушнер, пытавшийся ранее выдвигать своих союзников на высокие посты в администрации. Но не исключено, что Хук уже задействован. Он может взять на себя ближневосточные обязанности Кушнера, потому что соавтор мирного плана администрации по этому региону Джейсон Гринблатт (Jason Greenblatt) готовится уйти.
Завсегдатай «Фокс Ньюс» Дуглас Макгрегор (Douglas Macgregor)
Трамп наверняка знаком с полковником в отставке Макгрегором, написавшим несколько книг о реорганизации армии. Но для Трампа важнее то, что Макгрегор часто выступает в одной из любимых телепередач президента на канале «Фокс» «Сегодня вечером с Такером Карлсоном».
В июне Трамп в последний момент решил отменить серию ударов по Ирану. Говорят, что он прислушался к Карлсону, который заявил, что этот удар может стать роковым с политической точки зрения. На той неделе частым гостем Карлсона был Макгрегор, поддержавший его доводы.
Когда мы позвонили во вторник Макгрегору по телефону, он как будто ждал этого звонка. «Никаких комментариев, никаких комментариев», — несколько раз повторил он, отказавшись сообщить, говорил ли с ним Белый дом о должности Болтона.
Так или иначе, солидный опыт выступлений на телевидении может стать самым верным путем добиться благосклонности Трампа. До назначения Болтона на пост советника по национальной безопасности Трампу тоже нравились его пламенные выступления на «Фокс Ньюс».
Темная лошадка Ричард Гренелл (Richard Grenell)
Посол США в Германии Гренелл пользуется личной симпатией президента. Время от времени он подражает вызывающим манерам Трампа на своем дипломатическом посту. Приступив к работе в Германии, он очень быстро вызвал раздражение у тамошних политиков, поскольку предостерег немецкие компании от занятий бизнесом с Ираном.
Вот что Гренелл написал в Твиттере:
Как сказал Дональд Трамп, американские санкции будут направлены против самых важных секторов иранской экономики. Занимающиеся бизнесом в Иране немецкие компании должны немедленно свернуть свою деятельность.
52-летний Гренелл гомосексуалист, и больше всего он известен тем, что активно поддерживает позицию президента по правам геев, хотя администрация Трампа предпринимает шаги по ограничению гражданских прав геев и трансгендеров. Он также возглавляет международные усилия по исключению гомосексуализма из числа уголовно наказуемых деяний.
Находясь в Германии, Гренелл постоянно говорил своим союзникам, что его кандидатуру рассматривают для назначения на разные высокие посты. В этом году его имя упоминалось при выборе представителя США в ООН, но в итоге на эту должность была назначена американский посол в Канаде Келли Найт Крафт (Kelly Knight Kraft). Один осведомленный человек сказал, что Гренелла могут вызвать на собеседование по поводу назначения на пост Болтона.
Очень темная лошадка генерал-лейтенант Герберт Макмастер (H.R. McMaster)
Макмастер, которого в прошлом году сняли с должности после возмущенного твита Трампа, разгневанного заявлением генерала о наличии «неопровержимых» доказательств российского вмешательства в выборы, как минимум один раз разговаривал с президентом по телефону на тему национальной безопасности, о чем сообщает «Эн-Би-Си Ньюс», и что подтверждает «Нью-Йорк Таймс».
Каковы шансы, что ему предложат эту работу? «Меньше нуля», — заявил человек, которому известно о натянутых отношениях Трампа и Макмастера.
В любой другой администрации это означало бы, что у генерала нет никаких шансов.
Еще одним кандидатом из эпохи Макмастера может стать бывший заместитель советника по национальной безопасности Рики Уэддел (Ricky Waddell), ушедший из Белого дома в прошлом году. Давая во вторник интервью «ФОКС Ньюс», республиканский сенатор из Южной Каролины Линдси Грэм (Lindsey Graham), сказал, что Трамп упоминал имя Уэддела наряду с Хуком и Келлогом.
В подготовке статьи участвовали Адам Голдман (Adam Goldman), Эдвард Вонг (Edward Wong) и Мэгги Хаберман (Maggie Haberman).