Основные мысли:
— Таяние льдов позволяет сократить маршруты межконтинентальных кабелей для передачи данных.
— Тем не менее оптоволоконные соединения могут запутаться в геополитике Востока-Запада
Глобальное потепление открыло в Арктике новые пути для судоходства. Но тающий лед создает новые возможности и для других отраслей.
Сейчас стало проще прокладывать подводные кабели передачи данных в оттаявших регионах, а это позволяет сократить пути коммуникации между ведущими мировыми экономическими центрами, а также дать конкурентные преимущества трейдерам из области дистанционной торговли, центрам сбора и обработки данных, да и просто подключенным предприятиям.
Подготовка к прокладке первого оптоволоконного кабеля из Европы в Китай и Японию ускорилась после того, как второй в России оператор беспроводной связи «МегаФон» в июне стал членом консорциума «Арктик Коннект», который возглавляет финская государственная коммуникационная компания «Синиа Груп» (Cinia Group).
Ожидается, что в ближайшее время «Синиа Груп» сделает объявление о финансировании данного проекта, так что строительство новой линии длиной в 10 000 километров может начаться в ближайшие 12-16 месяцев. Об этом рассказал исполнительный консультант консорциума Юкка-Пекка Йоэнсуу (Jukka-Pekka Joensuu). Он считает, что конечная стоимость проекта составит от 700 миллионов до одного миллиарда евро.
«Линия длиной 10 000 километров пройдет по Северному Ледовитому океану, а поэтому нам нужен надежный российский партнер, — сказал Йоэнсуу в интервью по телефону. — Сейчас мы успешно продвигаемся вперед».
Эта кабельная линия будет на полторы-две тысячи километров короче всех существующих кабелей из Европы в Восточную Азию, и она может ускорить межконтинентальную передачу данных примерно на 100 миллисекунд.
Кроме того, она может стать более надежной, чем кабели, проложенные в Индийском океане. Эти кабели довольно часто выходят из строя, особенно в узких проходах, таких как Суэцкий канал и Малаккский пролив, где суда время от времени цепляют их своими якорями.
Таяние льдов на севере привело к тому, что сейчас суда-кабелеукладчики могут работать на арктическом маршруте шесть месяцев в году. Раньше этот срок составлял всего три месяца.
Однако работа предстоит сложная. Северные воды могут быть опасны даже в летнее время, поскольку в Арктике внезапно возникают штормы и имеются сильные течения. Понадобятся специальные суда ледового класса, которые прежде не применялись для укладки кабелей. На мелководье отдельные участки кабеля придется помещать в более толстую оболочку либо закапывать в морское дно на глубину три-четыре метра, чтобы кабель не был поврежден льдом.
«Таких проектов в мире не было — мы будем первыми, — сообщил представитель „Мегафона" по электронной почте, отвечая на вопросы. — Если кабелеукладчик будет какое-то время простаивать из-за погодных условий, это повысит издержки и может даже привести к срыву графика реализации проекта».
Промышленный интернет
Спонсоры «Арктик Коннект», в число которых входят японские и скандинавские компании, надеются уговорить операторов гигантских центров данных переехать в северную Скандинавию. «Синиа Груп» надеется, что благодаря новому кабелю задержки в сети связи сократятся на 40 процентов. Это даст преимущества таким компаниям, как «Алфабет», «Гугл», «Майкрософт» и «Амазон», которые перемещают огромные объемы данных между расположенными во всем мире серверами, обеспечивая работу социальных сетей, потокового телевидения и корпоративных сетей.
«Синиа» также хочет привлечь европейские и азиатские промышленные компании, которые нуждаются в быстрой связи с большой пропускной способностью, чтобы объединить свои сайты по всему миру и координировать работу в режиме реального времени через промышленный интернет. Арктические линии будут подключены к оптоволоконному кабелю, проложенному компанией из Финляндии в Германию, где располагаются такие мировые гиганты, как «Даймлер» и «Сименс».
Этот проект стал символом усилий Финляндии по поиску выгодных экономических возможностей по обе стороны линии геополитического противостояния между Востоком и Западом. Имея протяженную общую границу с Россией, эта скандинавская страна прагматично относится к своему восточному соседу. Она является членом Евросоюза и сделала своей валютой евро, однако Финляндия держится в стороне от военного альянса НАТО.
Йоэнсуу хочет завлечь в консорциум «Арктик Коннект» американских инвесторов и клиентов, а со временем протянуть кабель до Аляски. Коммерческих возможностей для этого появилось немало после того, как американская фирма-конкурент «Квинтиллион Нетуоркс» столкнулась с трудностями в реализации планов прокладки арктического кабеля, потому что ее бывший генеральный директор призналась в подделке документов с целью получения финансирования.
Риск кибербезопасности
Пока кабель «Арктик Коннект» не будет проходить через американские воды, Вашингтон не станет участвовать в проекте. Европейские инвесторы должны быть готовы к работе с Россией. Дело в том, что президент Владимир Путин еще в 2007 году выдвинул претензии на арктический регион и продемонстрировал свое намерение усиливать там экономическое и стратегическое влияние. Он отправил к Северному полюсу две мини-субмарины, которые установили на морском дне российский флаг.
В прошлом государственным органам разведки удавалось перехватывать информацию с кабелей передачи данных, однако «Синиа» заявляет, что включила в свой план меры обеспечения кибербезопасности. Оптоволоконные линии кабеля, связывающие Европу с Японией, будут отделены от тех, что соединят Россию с другими странами Евразии. Компания называет такую компоновку «нейтральной инфраструктурой».
Но планы прокладки кабелей могут запутаться в паутине политики. Это стало ясно в прошлом месяце, когда Министерство юстиции США решило выступить против заявки «Гугл», «Фейсбук» и одной китайской фирмы на прокладку подводного интернет-кабеля между Америкой и Гонконгом.
Йоэнсуу отмечает, что инвесторы должны видеть долгосрочную перспективу при осуществлении инфраструктурного проекта, которым занимается «Арктик Коннект», потому что его эксплуатационный ресурс будет составлять от 30 до 40 лет.
«Такие проекты не планируются на основе текущей политической ситуации, — сказал он. — Его цель заключается в разработке цифровых моделей ведения бизнеса и следующего цикла индустриализации».