Одной из главных тем, которую будут рассматривать лидеры на саммите в нормандском формате — согласование и реализация так называемой «формулы Штайнмайера». Об этом заявил украинский президент Владимир Зеленский, по его словам это станет «одним из самых сложных вопросов», обсуждаемых на встрече. Данная формула — это компромиссный порядок выполнения комплекса мер, который был согласован еще в феврале 2015 года тогдашними лидерами Украины, России, Франции и Германии Петром Порошенко, Владимиром Путиным, Франсуа Олландом и Ангелой Меркель.
Встреча лидеров стран нормандского формата вероятнее всего произойдет уже в сентябре этого года. По заявлению украинского президента Владимира Зеленского, на встрече нормандской четверки будут обсуждаться все пункты Минских соглашений, а также возможность имплементации так называемой «формулы Штайнмайера», пишет «Обозреватель». Данная формула — это компромиссный порядок выполнения комплекса мер, который был согласован еще в феврале 2015 года тогдашними лидерами Украины, России, Франции и Германии Петром Порошенко, Владимиром Путиным, Франсуа Олландом и Ангелой Меркель. В документе, среди прочего, прописывалось: полное прекращение огня с 15 февраля; отвод войск; амнистия и помилование участников боевых действий; обмен заложниками [по формуле] «всех на всех»; предоставление Донбассу особого статуса; восстановление полного контроля над государственной границей со стороны правительства Украины во всей зоне конфликта; проведение местных выборов по украинскому законодательству. К сожалению, ни один из пунктов комплекса выполнен не был, не в последнюю очередь из-за того, что стороны не смогли договорится, в каком порядке будут выполняться пункты соглашения.
«Формула Штайнмайера» заключается в том, что сначала Украина принимает закон о выборах на неподконтрольных территориях, а после их проведения и подтверждения ОБСЕ их демократичности Украине передается контроль над границей. Об условной «формуле Зеленского» рассказал министр иностранных дел Украины Вадим Пристайко. По его словам, она предусматривает реализацию государством ожидания народа Украины. Несмотря на публичное заявление Пристайко о существовании формулы Зеленского, контактная группа в Минске завтра должна обсуждать шаги, которые предлагал нынешний президент Германии Штайнмайер. Ожидается, что произойдет прогресс в вопросе реинтеграции Донбасса, подчеркивают "Вести".
Похоже, что, отказавшись подписывать "формулу Штайнмайера" во время заседания трехсторонненей контактной группы в Минске, Киев допускает отказ от Минских соглашений. Об этом свидетельствует то, что Украина вернулась к риторике Порошенко и выставляет России и Донбассу заведомо неприемлемые условия, пишет автор "Страны". Ситуация выглядит как сознательный срыв переговорного процесса. В этих условиях не исключена дальнейшая эскалация насилия в Донбассе после провала переговоров.
Накануне запланированной встречи лидеров стран нормандской четверки украинская сторона несмотря на предварительные договоренности отказалась утвердить «формулу Штайнмайера». Это поставило под сомнение проведение саммита. Таким образом, Украина фактически срывает процесс мирного урегулирования на Донбассе. Какими могут быть последствия этого шага? По мнению «Обозревателя», Россия в качестве ответной меры может прибегнуть к эскалации конфликта на Донбассе. «Чего нам можно ожидать от России, спрогнозировать сложно, потому что Москва действительно готовится к большой войне. Все мероприятия, связанные с военным строительством, развитием Вооруженных сил РФ, в частности создание новых группировок, вооружение, подготовка войск, возрастает доля их общего военного бюджета. Это все свидетельствует о том, что Москва целенаправленно готовится к большой войне», — заявил в комментарии «Обозревателю» военный эксперт Святослав Стеценко.
По мнению Марка Войджера, эксперта Центра Байдена и экс-советника командующего войсками США в Европе, принятие Украиной так называемой формулы Штайнмайера будет означать ее десуверенизацию. В эфире телеканала "Еспресо" он также сообщил, что этот план означает преобразование «российской агрессии» во внутриукраинский конфликт.