С 2014 года, как напоминает журналист канала «Си-эн-эн» Сэм Фоссум (Sam Fossum), Россия довела размер своих валютных резервов до уровня в полтриллиона долларов, заняв по этому показателю четвертое место в мире. Она также выплатила внешний долг, девальвировала рубль, что позволило ей сохранить конкурентоспособность экспорта, и снизила роль доллара в своих международных сделках, благодаря чему получила возможность меньше пользоваться американской финансовой системой и сбалансировать свой бюджет. Неплохой результат для страны, которую наказывает всевозможными санкциями практически весь западный мир.
Сбалансировать бюджет россиянам удалось, в частности, благодаря повышению эффективности добычи нефти и газа. Сейчас экспорт углеводородов остается для Москвы выгодным даже при цене в 40-50 долларов за баррель нефти.
Обсуждая деятельность Газпрома и других российских компаний, многие продолжают ошибочно повторять, что введение ограничений на экспортные поставки голубого топлива может стать для россиян болезненным ударом. Это не так. Из каждого доллара, который они получают от продажи нефти и газа, на первую приходится 80 центов.
Сэм Фоссум говорит, что Путину удалось возвести монетарную и фискальную твердыню: идеальную конструкцию для страны, которая переживает кризис или ведет споры со всеми вокруг и находится под действием санкций. Российский президент сделал это при помощи талантливых технократов, таких, как например, как председатель ЦБ РФ Эльвира Набиуллина, которую британский журнал «Бэнкер» не случайно назвал в 2017 году лучшим руководителем Центрального банка в Европе, и о заслугах которой ранее писал «Форбс».
Основным принципом российской политики периода кризиса и обострения отношений с Западом стало «осознанное торможение». Оно сводится к принципу: «мы меньше инвестируем, медленнее развиваемся, меньше потребляем, но продолжаем наращивать резервы, благодаря чему можем придерживаться агрессивного политического курса». Так это видит эксперт аналитического центра «Атлантического совета» Андерс Ослунд (Anders Åslund), специализирующийся на изучении российской экономической политики.
В пользу того, что Россия избрала именно такую стратегию, говорят цифры: темп роста ее ВВП с 2014 года составляет 1-2%, реальная заработная плата россиян практически не меняется, а долг российских потребителей за это время увеличился почти вдвое.
У такой политики есть минусы
На первый взгляд кажется, что Путин, избрав такой курс, добивается всех своих целей и ловко обыгрывает Запад, однако, это не совсем так. Как говорит сотрудник Университета Тафтса Кристофер Миллер (Christopher Miller), стратегия «экономической крепости» пока работает, но в долгосрочной перспективе она себя не оправдает, поскольку Россия проиграет в забеге на длинную дистанцию государствам, которые развиваются быстрее. Также возрастает риск того, что россияне в конце концов поднимут бунт. Они могут вынести многое, но не все, как показывают хотя бы массовые протесты, вспыхнувшие этим летом в Москве.
Комментарии читателей:
tg64: Статья, заказанная каким-то филиалом ФСБ в Европе. Не пишите ерунды о том, как Россия прекрасно со всем справляется, взгляните на абсолютные цифры: они выглядят для российской экономики неутешительно. Сила России только в том, что у нее есть ядерный арсенал, а советский люд вынесет что угодно.
Smurfmadrala: Санкции? Только видимость. Путина везде приглашают, с Россией активно торгует Германия, бывший немецкий канцлер работает в Газпроме, Турция покупает у россиян вооружения. Тем временем российский президент захватывает очередные территории и держит в лагерях журналистов и оппозиционных деятелей
Polakpl: Санкции должны быть направлены против простых россиян, потому что те голосуют за Путина.
the_foe: Россия — одна из немногих стран мира, которая в период самого сильного экономического подъема за последние 50 лет не сдвинулась с места по ВВП на душу населения. Что будет если придет кризис? Продукция американского печатного станка не поможет.
jesiotr99: Достаточно отъехать на 100 километров от Москвы, чтобы увидеть, как обстоят дела в России. Понять, что это не 1960-е или 1970-е годы, можно только по автомобилям.
byrcyn11: С каждым годом Россия все сильнее отстает от крупнейших мировых экономик, а когда мировое экологическое движение заставит увеличить долю возобновляемой энергии и количество автомобилей/кораблей/самолетов с гибридными/электрическими/водородными двигателями у нее возникнут серьезные проблемы.
kuba161048: Нравится вам это или нет, но я напомню всем русофобам, что Россия была и будет одной из сильнейших стран мира. Это не значит, что я одобряю политику, которую она проводит, нужно только помнить, что у сильного больше возможностей.
Pomaranczowoczarny: Санкции, на самом деле, сильно ударили по Польше, а Россия получила возможность укрепиться и восстановить экономику: благодаря отсутствию конкуренции она смогла начать продавать товары более низкого качества.
el.commendante: Россия просто получила в наследство от СССР научно-исследовательский и промышленный потенциал, которые позволяют производить все, что угодно. Если американцы введут эмбарго на поставки продукции компаний «Интел» и «Эй Би Эм», россияне перейдут на свои «Эльбрусы». GPS они у себя отключили сами, потому что у них есть система «Галилео». Когда вашингтонские прохвосты и их подпевалы хотели отключить Россию от международной банковской системы, россияне за несколько месяцев сделали свою. У них есть целая таблица Менделеева, так что от ресурсов их не отрежешь, кроме того, они сами производят высококлассное оружие всех видов. Американским бандитам с ней не справиться.
alaveda: Путин создал твердыню, и никто не спорит, что он сильный харизматичный лидер. Вопрос только, что будет после него? История показывает, что страны, в которых не сформировалось гражданское общество и стабильная правовая система, после смерти вождя разваливаются, как карточный домик. Путин наверняка выберет в соответствии с пожеланиями реальных властителей России своего преемника, но будет ли тот способен соответствовать всем их требованиям?
gr_ub_y: Путин не смог бы удержаться у власти без помощи Германии, а в особенности политической группы поддержки в лице работающих на Газпром бывших канцлеров.