Helsingin Sanomat (Финляндия): финский художник получил уникальную возможность наблюдать за жизнью российской императорской семьи

Две работы Альберта Эдельфельта, которые считались утерянными, впервые будут выставляться в Финляндии

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Картины финского художника Эдельфельта, на которых запечатлены дети российской императорской семьи, будут показаны в ноябре в Санкт-Петербурге, а затем в Хельсинки. В статье приводится рассказ куратора выставки о том, на каких условиях работал художник, и как она обнаружила работы Эдельфельта в Рыбинске и Польше.

Санкт-Петербург — Малоизвестные работы финского художника Альберта Эдельфельта (Albert Edelfelt, 1854-1905), на которых запечатлены дети российской императорской семьи, будут представлены публике в феврале на уникальной выставке Художественного музея Синебрюхова в Хельсинки.

Цикл картин художника Альберта Эдельфельта, состоящий из трех работ, на которых запечатлены дети рода Романовых, впервые будет выставляться в Финляндии.

Произведения оказались в разных российских и финских коллекциях. В России они в последний раз выставлялись вместе в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве.

В 2017 году Сани Контула-Вебб (Sani Kontula-Webb) обнаружила в Рыбинском музее-заповеднике работу Эдельфельта «Великие князья Борис и Кирилл Владимировичи в детстве» (Suuriruhtinaat Boris ja Kirill Vladimirovitš lapsina, племянники Александра III, прим. перев.). В 2019 году эта картина впервые окажется в Финляндии.

Это первая работа Эдельфельта, в которой он запечатлел детей российской императорской семьи. И именно она послужила импульсом для создания целой выставки.

«Когда я нашла эту картину, то подумала, что было бы здорово привезти ее в Финляндию и показать финской аудитории. Я решила сделать выставку, на которой можно было бы увидеть все произведения этого цикла вместе», — говорит Сани Контула-Вебб, руководитель Института Финляндии в Санкт-Петербурге.

(Полотно было перевезено в Рыбинск в 1920-е годы и утратило свое первоначальное название. Сюжет картины под условным названием «Дети» оставался неизвестным в том числе потому, что юные князья были запечатлены на ней в платьях и с длинными кудрявыми волосами в соответствии с модой того времени, прим. перев.)

Выставка будет проводиться Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге в сотрудничестве с Художественным музеем Синебрюхова.

Альберт Эдельфельт стал придворным художником императорской семьи после того, как великий князь Владимир Александрович (младший брат Александра III, прим. перев.) пришел в восторг от его картины «Добрые друзья» (Hyvät ystävät), которая была представлена на выставке Императорской Академии художеств осенью 1881 года.

 

 

Незадолго до этого Эдельфельт получил в Санкт-Петербурге титул академика Императорской Академии художеств и встретился с ее президентом, великим князем Владимиром Александровичем.

Ранее в том же 1881 году Эдельфельт запечатлел на картине «Добрые друзья» свою 12-летнюю сестру Берту с ее собакой Капи. Владимир захотел, чтобы портрет его сыновей Бориса и Кирилла был выполнен в том же стиле.

Заказная картина «Великие князья Борис и Кирилл Владимировичи в детстве» была закончена уже в ноябре-декабре того же года. Чтобы работать над портретом мальчиков, Эдельфельт каждое утро ездил из Санкт-Петербурга в Царское село.

Эдельфельт писал своей матери, что подвижные дети не могли усидеть на месте и то и дело брали его инструменты.

Позже Эдельфельт написал портреты Андрея (1881 год), младшего сына князя Владимира, а также запечатлел детей Александра III, великого князя Михаила и великую княгиню Ксению (1882 год).

 

 

Все четыре работы можно будет увидеть на выставке «Альберт Эдельфельт и Романовы. Финский художник при русском императорском дворе», которая откроется в ноябре в санкт-петербургском Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, а затем будет проходить в Художественном музее Синебрюхова в Хельсинки.

На выставке будут экспонироваться четыре работы маслом, акварели, наброски, письма писателя и фотографии. Будут представлены работы из Атенеума, Эрмитажа, Рыбинского музея-заповедника, Художественного музея Серлакиуса и финских частных коллекций.

В Хельсинки также можно будет увидеть считавшуюся утерянной картину «Под березами» (Koivujen alla, 1882). Местонахождение картины удалось установить благодаря тому, что ее польский владелец связался в ноябре с Контулой-Вебб.

​Владелец работы случайно увидел в интернете статью, в которой рассказывалось о том, как Контула-Вебб нашла картину Эдельфельта. Он отыскал Контулу-Вебб в интернете и связался с ней.

Во время телефонного разговора поляк сообщил, что нашел картину Эдельфельта, свернутую в рулон, на чердаке дома своего покойного родственника. Контула-Вебб не могла поверить своим ушам.

«Я была ошеломлена. Честно говоря, сначала я отнеслась к ситуации с недоверием. Это казалось мне настолько невероятным. Владелец тоже был поражен своей находкой», — рассказывает Контула-Вебб.

Картина, найденная в плохом состоянии, была отреставрирована в Национальном музее Польши, и польские специалисты подтвердили ее подлинность. До открытия выставки в Художественном музее Синебрюхова картина будет изучена в Финляндии.

Эту картину заказала у Эдельфельта супруга Александра III Мария Федоровна. Работа изначально находилась в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге, но позже была перевезена в один из императорских дворцов в Польше.

В августе Контула-Вебб ездила смотреть картину к польским владельцам в город Лодзь. Она изучила этапы создания работы и попыталась выяснить, как она попала из Санкт-Петербурга в Польшу, а потом и вовсе была обнаружена на чердаке частного дома.

В Польше было три императорских резиденции: дворец в Беловеже, дворец в Скреневице и охотничья резиденция в Спале.

Императорская семья с удовольствием проводила время в Спале. Сохранилось несколько фотографий, на которых члены императорской семьи и их близкие сидят в тенистой роще.

«Я подумала, что „Под березами" могли перенести из Аничкова дворца в Спалу по личной просьбе Марии Федоровны. По своей тематике произведение хорошо подходило для резиденции, находящейся в окружении природы, и отражало проведенное там время», — рассуждает Контула-Вебб.

В Санкт-Петербурге произведение «Под березами» выставляться не будет, но выставка работ Эдельфельта все равно будет уникальной для города.

«Эта выставка откроет очень интересную страницу общей истории и культуры наших стран. Эдельфельта в России плохо знают, хотя он писал членов императорской семьи и написал портрет Николая II», — говорит Контула-Вебб.

Контула-Вебб специализируется на творчестве финских художников, которые писали картины по российской тематике в период существования Великого княжества Финляндского. По ее словам, Эдельфельт получил редкую возможность наблюдать за жизнью императорской семьи.

Например, Эдельфельт жил в Гатчине, когда писал портреты детей Александра III. В своих письмах он очень подробно рассказывал об атмосфере во дворце, условиях жизни и особенностях поведения детей.

«Император Николай II лично позировал Эдельфельту в Зимнем дворце в 1896 году. Обычно официальные портреты писались по образцу уже существовавших портретов и по фотографиям. То, что Эдельфельту посчастливилось провести время наедине с Николаем — уникальный случай», — отмечает Контула-Вебб.

Обнаруженные работы Эдельфельта

В 2017 году Рыбинском музее-заповеднике была найдена картина Альберта Эдельфельта, которая известна финнам под названием «Великие князья Кирилл и Борис в детстве, групповой портрет». Произведение числилось в музее города с 1921 года, но в Финляндии об этом не знали.

Картина Эдельфельта «Под березами» была найдена в Польше в 2018 году. Ее заказала Эдельфельту супруга Александра III Мария Федоровна.

ОбществоКультураИсторияФинляндия: 100 лет в разводе с РоссиейИстория в лицахФинляндияАльберт Эдельфельтхудожник
Обсудить
Рекомендуем