Санкт-Петербург — Малоизвестные работы финского художника Альберта Эдельфельта (Albert Edelfelt, 1854-1905), на которых запечатлены дети российской императорской семьи, будут представлены публике в феврале на уникальной выставке Художественного музея Синебрюхова в Хельсинки.
Цикл картин художника Альберта Эдельфельта, состоящий из трех работ, на которых запечатлены дети рода Романовых, впервые будет выставляться в Финляндии.
Произведения оказались в разных российских и финских коллекциях. В России они в последний раз выставлялись вместе в 1882 году на Всероссийской художественно-промышленной выставке в Москве.
В 2017 году Сани Контула-Вебб (Sani Kontula-Webb) обнаружила в Рыбинском музее-заповеднике работу Эдельфельта «Великие князья Борис и Кирилл Владимировичи в детстве» (Suuriruhtinaat Boris ja Kirill Vladimirovitš lapsina, племянники Александра III, прим. перев.). В 2019 году эта картина впервые окажется в Финляндии.
Это первая работа Эдельфельта, в которой он запечатлел детей российской императорской семьи. И именно она послужила импульсом для создания целой выставки.
«Когда я нашла эту картину, то подумала, что было бы здорово привезти ее в Финляндию и показать финской аудитории. Я решила сделать выставку, на которой можно было бы увидеть все произведения этого цикла вместе», — говорит Сани Контула-Вебб, руководитель Института Финляндии в Санкт-Петербурге.
(Полотно было перевезено в Рыбинск в 1920-е годы и утратило свое первоначальное название. Сюжет картины под условным названием «Дети» оставался неизвестным в том числе потому, что юные князья были запечатлены на ней в платьях и с длинными кудрявыми волосами в соответствии с модой того времени, прим. перев.)
Выставка будет проводиться Институтом Финляндии в Санкт-Петербурге в сотрудничестве с Художественным музеем Синебрюхова.
Альберт Эдельфельт стал придворным художником императорской семьи после того, как великий князь Владимир Александрович (младший брат Александра III, прим. перев.) пришел в восторг от его картины «Добрые друзья» (Hyvät ystävät), которая была представлена на выставке Императорской Академии художеств осенью 1881 года.
Незадолго до этого Эдельфельт получил в Санкт-Петербурге титул академика Императорской Академии художеств и встретился с ее президентом, великим князем Владимиром Александровичем.
Ранее в том же 1881 году Эдельфельт запечатлел на картине «Добрые друзья» свою 12-летнюю сестру Берту с ее собакой Капи. Владимир захотел, чтобы портрет его сыновей Бориса и Кирилла был выполнен в том же стиле.
Заказная картина «Великие князья Борис и Кирилл Владимировичи в детстве» была закончена уже в ноябре-декабре того же года. Чтобы работать над портретом мальчиков, Эдельфельт каждое утро ездил из Санкт-Петербурга в Царское село.
Эдельфельт писал своей матери, что подвижные дети не могли усидеть на месте и то и дело брали его инструменты.
Позже Эдельфельт написал портреты Андрея (1881 год), младшего сына князя Владимира, а также запечатлел детей Александра III, великого князя Михаила и великую княгиню Ксению (1882 год).
Все четыре работы можно будет увидеть на выставке «Альберт Эдельфельт и Романовы. Финский художник при русском императорском дворе», которая откроется в ноябре в санкт-петербургском Научно-исследовательском музее Российской Академии художеств, а затем будет проходить в Художественном музее Синебрюхова в Хельсинки.
На выставке будут экспонироваться четыре работы маслом, акварели, наброски, письма писателя и фотографии. Будут представлены работы из Атенеума, Эрмитажа, Рыбинского музея-заповедника, Художественного музея Серлакиуса и финских частных коллекций.
В Хельсинки также можно будет увидеть считавшуюся утерянной картину «Под березами» (Koivujen alla, 1882). Местонахождение картины удалось установить благодаря тому, что ее польский владелец связался в ноябре с Контулой-Вебб.
Владелец работы случайно увидел в интернете статью, в которой рассказывалось о том, как Контула-Вебб нашла картину Эдельфельта. Он отыскал Контулу-Вебб в интернете и связался с ней.
Во время телефонного разговора поляк сообщил, что нашел картину Эдельфельта, свернутую в рулон, на чердаке дома своего покойного родственника. Контула-Вебб не могла поверить своим ушам.
«Я была ошеломлена. Честно говоря, сначала я отнеслась к ситуации с недоверием. Это казалось мне настолько невероятным. Владелец тоже был поражен своей находкой», — рассказывает Контула-Вебб.
Картина, найденная в плохом состоянии, была отреставрирована в Национальном музее Польши, и польские специалисты подтвердили ее подлинность. До открытия выставки в Художественном музее Синебрюхова картина будет изучена в Финляндии.
Эту картину заказала у Эдельфельта супруга Александра III Мария Федоровна. Работа изначально находилась в Аничковом дворце в Санкт-Петербурге, но позже была перевезена в один из императорских дворцов в Польше.
В августе Контула-Вебб ездила смотреть картину к польским владельцам в город Лодзь. Она изучила этапы создания работы и попыталась выяснить, как она попала из Санкт-Петербурга в Польшу, а потом и вовсе была обнаружена на чердаке частного дома.
В Польше было три императорских резиденции: дворец в Беловеже, дворец в Скреневице и охотничья резиденция в Спале.