Любая поездка в Грузию (Сакартвело) невольно становится паломнической. Страна настолько пропитана христианством, что ни одна более-менее серьезная туристическая программа здесь не обойдется без посещения православных храмов и монастырей, самые древние из которых относятся к V веку. Рядом с Кутаиси, куда сегодня можно прилететь прямым рейсом из Вильнюса, и паломникам, и просто туристам нельзя обойти вниманием как минимум три достопримечательности. Это — монастыри Гелати и Моцамета, а также Кацхийский столп.
Христианство признано в Грузии официальной религией. Уровень религиозности здесь самый высокий в Европе. По данным исследовательского центра Pew Research Center, на вопрос «Верите ли вы в Бога?» 99% процентов жителей Грузии отвечают положительно. При этом около 83,4% считают себя православными.
И это не удивительно. Грузия приняла христианство в IV веке. Историки так и не сошлись во мнении по поводу точной даты, но официально закреплено, что грузинский царь Мириан III крестился сам и положил начало крещению Иверии в 337 году. На этот важный шаг его сподвигла равноапостольная Нино, просветительница Грузии родом из Каппадокии. Ее почитают как православные, так и и католики.
Крест Нино — две виноградные лозы, скрепленные волосами самой святой — один из главных символов Сакартвело. Второй древний грузинский крест, болнисский, назван так по месту, где было найдено первое его изображение — храм Успения Божьей Матери (Сиони) в Болниси, в древнейшей базилике Грузии (конец V века). Этот равнобедренный крест внешне напоминает Мальтийский, но появился он примерно на шесть веков раньше. Кстати, именно четыре болнисских креста украшают флаг Грузии, разделенный на четыре части красным георгиевским крестом.
В Грузии даже в самом горном селении обязательно будет свой маленький храм. А в местах, где невозможно построить церковь, местные жители ставят кресты или столбики из камней — своеобразные святилища, напоминающие, что Бог всегда рядом. Эта концентрация христианства, естественно проникающая во все проявления жизни в Грузии, часто поражает даже неверующих туристов и действует на них сильнее любой миссионерской работы.
Смирение высшего уровня
Монастырь Гелати, расположенный в 11 км от Кутаиси, внесен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Главный его собор — Рождества Богородицы — сейчас реставрируется снаружи, но внутрь можно зайти, чтобы полюбоваться древними фресками или помолиться. Или — и то, и другое сразу.
Строительство этого важного в свое время духовного, культурного и образовательного центра Грузии было начато в 1106 году. Место лично выбрал грузинский царь Давид Строитель (или точнее Созидатель), который завоевал Кахетию и в битве при Эрцухи окончательно разбил сельджукских правителей Гянджи (современный Азербайджан), владевших этой территорией.
Память и о Давиде Строителе, и о некогда величественной крепости Гянджа в монастыре сосредоточена буквально в одном месте — в неприметной арке ворот, которые раньше служили главным входом. Царь Давид продемонстрировал христианское смирение, завещав, чтобы его похоронили прямо в арке: так, чтобы люди, входящие в монастырь, наступали ногами на его могильную плиту.
И в этой же арке уже почти 900 лет висит одна из створок ворот Гянджи, привезенных в Гелати в 1139 году в качестве трофея царем Деметре I, сыном Давида. Удивительно, но и сегодня по могильной плите одного из самых уважаемых правителей Грузии спокойно бегают дети, а ворота можно беспрепятственно трогать — рядом нет ни запрещающих табличек, ни строгих смотрителей.
Дважды мученики
Обитель святых Давида и Константина устроилась в живописном месте (что для страны не редкость) — на высоком берегу над каньоном, по которому протекает небольшая река.
В правой части храма на высоком постаменте стоит ковчег с мощами святых Константина и Давида. До советской власти, судя по всему, тела сохранились полностью. Но в 1923 году монастырь был закрыт, а мощи святых по приказу Серго Орджоникидзе, революционера и одного из руководителей ВКП(б), привязали к лошади и в таком виде показательно протащили до Кутаиси, после чего сбросили в реку. Орджоникидзе прекрасно понимал, что делает: он сам был родом из Кутаисского района. Правда, местные жители смогли подобрать остатки мощей. Сначала они хранились в Кутаисском Государственном историческом музее, а со временем вернулись на свое законное место.
Сегодня поездка в Моцамету — важное паломническое направление прежде всего для самих грузин. Память мучеников отмечается 15 октября. В этот день — Моцаметоба — съезжается множество паломников со всей страны, которые, по традиции, трижды прикладываются к ковчегу и трижды проползают на четвереньках по специальному арочному тоннелю, проделанному в нижней части постамента. Впрочем, многие не дожидаются Моцаметобы и приезжают сюда гораздо чаще.
Столп Кацхи
Примерно в 60 км восточнее от Кутаиси, по дороге в бывший промышленный центр Чиатуру, находится одна из самых необычных достопримечательностей Грузии — 40-метровый природный столп с часовней наверху. Кацхийский столп — некое подобие православных монастырей Метеори в Греции, расположенных на вершинах скал. В Кацхи когда-то тоже была целая вереница столпов из известняка. На последнем из них, возвышающемся над Колхидской низменностью, сегодня восстановлена часовня по образцу той, что была построена здесь между VI и VIII веками и позднее пришла в упадок.
В 1944 году двое исследователей решили подняться на столп, где они обнаружили развалины часовни и человеческий скелет. Тогда же к столпу была приделана узкая металлическая лестница, но полноценное восстановление скита началось только в начале 1990-х годов.
Туристов и паломников на столп не пускают. Но все желающие могут помолиться у его подножия и хотя бы задуматься о силе веры тех монахов, которые были готовы испытать свои духовные силы, взобравшись на его вершину. Впрочем, свидетельства силы веры можно увидеть, и не поднимаясь на столп.
«В советское время, когда вести богослужение было запрещено и паникадил тоже не было, — рассказывает Марика, — люди приходили помолиться тайком — на рассвете или поздно вечером. Они зажигали свечи и прилепляли их прямо к скале».
Об этих маленьких подвигах веры, которые со временем привели к возрождению христианства в Грузии и на постсоветском пространстве, теперь напоминает почерневшее основание столпа — следы обгорелого воска.