Утверждения о том, что Дональд Трамп пытался использовать почти 400 миллионов долларов США в виде военной помощи Украине в качестве приманки в обмен на компромат на политического оппонента, до сих пор почти невозможно постичь.
Теперь состоявшийся в июле телефонный разговор между президентом США и президентом Украины Владимиром Зеленским находится в центре расследования, проводимого Конгрессом США в рамках процедуры импичмента.
Нравится это Зеленскому и Украине или нет, но они находятся в центре жуткого скандала. По мере того, как в Вашингтоне разворачивается новая политическая драма, в сценарий добавляются новые имена людей из Украины — в том числе опального бывшего генерального прокурора Юрия Луценко, который сказал, что дважды лично встречался с личным адвокатом Трампа, и бывшего чемпиона по боксу, нынешнего мэра Киева Виталия Кличко. Этих двоих объединяет то, что они, похоже, жаждут известности, особенно в ведущих зарубежных СМИ.
В среду и четверг Украина окажется в центре еще большего внимания, поскольку уважаемые экс-посол США на Украине — карьерный дипломат Мари Йованович (Marie Yovanovitch) — и специальный представитель госдепартамента США по вопросам Украины Курт Волкер (Kurt Volker) дают показания перед слушаниями по расследованию. И нет никаких признаков того, что все это сходит на нет, хотя Трамп в «Твиттере» пишет, что «поздравительный телефонный разговор с украинским президентом был идеальным».
Владимир Зеленский сказал, что не хотел бы вмешиваться в спор, косвенно (и, должно быть, невольно) поддержав Дональда Трампа, заявив, что никто не давил на него, чтобы он нашел компромат на политического оппонента.
Еще до того, как была обнародована стенограмма июльского телефонного разговора, «эффект домино», вызванный скандалом, уже начался. Сначала Трамп отозвал посла Йованович, а затем последовала отставка Волкера.
Уход Курта Волкера, бывшего постпреда США в НАТО, может спровоцировать еще более серьезные последствия в виде срыва мирного процесса на Украине. Волкер, авторитетная и признанная фигура, участник многих конференций на Украине, был бы центральной фигурой на предстоящем саммите в «нормандском формате» по достижению мира, провести который предложил во время саммита «Большой семерки» президент Франции Эммануэль Макрон. Работа по подготовке саммита, похоже, зашла в тупик, поскольку представители Франции, Германии, Украины и России спорят по поводу формулировки окончательного соглашения. Цель саммита состояла в том, чтобы положить конец военному конфликту, в результате которого погибло более 13 тысяч человек, был нанесен ущерб на миллиарды долларов, и миллионы людей были вынуждены покинуть свои дома.
Курт Волкер также выступал в качестве надежного неофициального канала связи для украинских чиновников, которые пытались разобраться в противоречивой информации, поступавшей из Вашингтона. Но поскольку в условиях жесткой дипломатии Трампа отношения между Украиной и США превращаются в сплошную путаницу, Волкер, вероятно, больше не хотел служить ширмой или налаживать их изнутри.
Ситуация ухудшается. Похоже, теперь всякий раз, когда Трамп или люди из его близкого окружения произносят слово «Украина», за ним сразу следует слово «коррупция». В результате Украину будут считать очагом коррупции или, что еще хуже, несостоявшимся государством — а такая риторика, как правило, вызывает ликование в Кремле.
В совокупности потеря некоторых ключевых фигур, участвующих в мирном процессе, и усиление негативной риторики в отношении Украины очень выгодны президенту России Владимиру Путину, который извлекает пользу из хаоса и разобщенности. Момент для Украины очень неудачный, как может показаться в шаге от достижения мира на востоке.
С учетом того, что ситуация развивается и меняется ежедневно, невозможно с какой-то долей уверенности предсказать, как она может в дальнейшем отразиться на относительно новой администрации Зеленского.
Одно можно сказать наверняка: теперь, когда проходят слушания по расследованию в рамках процедуры импичмента, вероятность того, что Владимир Зеленский добьется желанной встречи в Белом доме с Трампом, почти равна нулю. Мой совет украинскому президенту: после того, как в телефонном разговоре с Дональдом Трампом вы оскорбили своих европейских союзников (что следует из стенограммы), немедленно начинайте устранять последствия в отношениях с ними — в первую очередь с Францией и Германией. Визит высокого уровня в Париж и Берлин станет сигналом о том, что Киев считает обе страны ценными и надежными друзьями. Он также означал бы, что, независимо от того, есть ли у Украины друг в Белом доме или нет, она будет и дальше проводить внешнюю политику, приоритетами которой являются стабильность и безопасность.
В этот момент нестабильности и уязвимости, крайне важно, чтобы администрация Зеленского придерживалась курса на евроинтеграцию, заводила надежных друзей и запустила план коммуникации в кризисных условиях, который позволит противодействовать непрекращающемуся потоку информации, негативно влияющей на репутацию Украины.
Майкл Боцюркив — аналитик по вопросам мировой политики и бывший представитель Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ).