Основные выводы статьи:
— Агенты Москвы в 2016 году открыли шампанское
— Берр предупреждает: другие враги США следуют примеру России
Подчиненные Кремлю агенты открыли шампанское, когда Дональд Трамп на выборах в 2016 году одержал победу и стал президентом. Об этом говорится в новом докладе сенатского комитета по разведке, посвященном масштабной работе России в социальных сетях по оказанию поддержки Трампу на выборах.
«Мы открыли маленькую бутылку шампанского… каждый сделал по глотку, мы посмотрели друг другу в глаза… и сказали почти в унисон: „Мы сделали Америку великой"». Это строки из письма одного из сотрудников санкт-петербургского «Агентства интернет-исследований», текст которого удалось заполучить этому возглавляемому республиканцами комитету.
В долгожданном докладе сделан вывод о том, что Россия провела агрессивную кампанию в социальных сетях с целью навредить Хиллари Клинтон и помочь Трампу в ходе избирательной кампании 2016 года. Там звучит предупреждение о том, что аналогичные попытки вмешательства в американскую политику осуществляются до сих пор. Таким образом обе партии в целом одобрили выводы, сделанные американскими разведывательными ведомствами, которые Трамп часто подвергает сомнениям.
На подготовку этого доклада ушло два года. Там говорится, что «Агентство интернет-исследований» «открыто и неизменно поддерживало кандидата Трампа в ущерб кампании госсекретаря Клинтон». В рамках этих усилий оно через социальные сети воздействовало прежде всего на афроамериканцев.
Председатель комитета, республиканец из Северной Каролины Ричард Берр (Richard Burr) заявил, что кампания российского вмешательства не закончилась, и что другие враги проводят аналогичные атаки.
«Россия ведет информационную войну против США, которая началась до выборов 2016 года и пока не закончилась, — сказал он. — Ее цель гораздо шире: посеять недовольство в обществе и подорвать его доверие к власти».
Берр сказал, что Россия наводняет социальные сети ложными сообщениями, теориями заговоров, а также усиливает недоверие при помощи троллей. «Возможно, Россия стала первой страной, доведшей до совершенства современную тактику дезинформации, о которой говорится в докладе. Однако ее примеру последовали и другие враги, в том числе Китай, Северная Корея и Иран».
Сенатор от штата Вирджиния демократ Марк Уорнер (Mark Warner), входящий в состав комитета по разведке, предупредил, что в будущем году на выборах будет еще больше вмешательства. «Нет сомнений, что негодяи будут и дальше превращать социальные сети в оружие, ослабляя доверие общества и провоцируя хаос», — сказал он.
Нужна прозрачность
По словам Уорнера, конгресс должен потребовать от компаний социальных сетей обеспечить прозрачность и раскрытие информации об онлайновой политической рекламе.
Ранее комитет опубликовал отдельные отрывки из своего аналитического доклада. Выводы из него соответствуют заключениям разведывательных ведомств и также содержанию отчета специального прокурора Роберта Мюллера.
Так, в докладе прозвучал вывод о том, что получающее указания из Кремля «Агентство интернет-исследований» пыталось превратить социальные сети в инструмент реальных действий. Его сотрудники, выдававшие себя за американских политических активистов, «обращались в штаб Трампа с просьбой о получении материалов предвыборной кампании и с предложениями организовать и прорекламировать митинги».
Трамп порой приводит слова российского президента Владимира Путина, уверявшего его, что Россия не вмешивалась в выборы 2016 года. В последние месяцы президент продвигает альтернативную теорию о том, что Украина в сговоре с демократами пыталась спровоцировать ФБР на проведение расследования по фактам вмешательства, Трамп также называет расследование своих связей с русскими «охотой на ведьм».
Рекомендации комитета
В докладе изложено несколько рекомендаций, в том числе администрации Трампа, о необходимости «публично заявить об угрозе иностранного вмешательства в выборы 2020 года». Комитет предложил создать рабочую группу, чтобы следить за попытками вмешательства других стран через социальные сети и разработать механизм сдерживания таких попыток.
Комитет также порекомендовал компаниям социальных сетей чаще делиться друг с другом информацией о вмешательстве в выборы, как они поступают с материалами экстремистского содержания, и предоставлять эту информацию государственным ведомствам и аналитикам. А еще он потребовал более открыто говорить о проведении враждебных операций влияния.
Комитет призвал законодателей подумать о том, чтобы распространить на социальные сети требования по прозрачности, которые действуют в отношении политической рекламы на радио и телевидении. «Фейсбук», «Гугл» и «Твиттер» создали общие базы данных по такой рекламе, однако между ними существуют различия. А законодательные инициативы, такие как поддержанный Уорнером «Закон о честной рекламе», всячески тормозятся и пробуксовывают.
Член комитета по разведке сенатор Камала Харрис, борющаяся за выдвижение кандидатом в президенты от Демократической партии, выступила с заявлением, в котором отметила, что российская тактика была, в частности, «призвана снизить явку чернокожих американцев», и что компании социальных сетей обязаны активизировать усилия по борьбе с дезинформацией. Она сказала, что эти компании должны «обеспечить многообразие своего персонала, чтобы было легче распознавать и понимать культурные нюансы, используемые внешними силами для раскола американского общества и нанесения ему вреда».