Полякам 13 октября предстоит решить, кто будет заседать в парламенте следующего созыва. Правящая партия ПиС выглядит явным фаворитом выборов. И если не произойдет сюрпризов, то политика новых польских властей по отношению к России останется столь же резкой и негативной.
Прогнозы говорят, что в это воскресенье на выборах в Сейм правоконсервативная партия "Право и справедливость" (ПиС) сможет получить большинство голосов избирателей и сохранить контроль над парламентом. Из 460 мест в Сейме ПиС уже сегодня полагает своими более чем 230 мандатами, что даст партии самостоятельное большинство. Тем более, что их основные конкуренты, представители оппозиционного блока "Гражданская коалиция", могут рассчитывать лишь на 25-28% голосов избирателей.
Более чем сорокапроцентная поддержка населения достаточна для формирования самостоятельного большинства в Сейме, но ПиС, безусловно, хочет большего. Для правящей партии желательно добиться результата в 276 мест, что в будущем поможет ей отклонять президентское вето. Ведь если сейчас Анджей Дуда лоялен Сейму, то возможный выигрыш в 2020 году президентских выборов кандидатом от оппозиции сможет свести на нет их работу.
Впрочем, это дело не самого близкого будущего, а сегодня ПиС чувствует себя оптимистично. Экономика страны развивается вполне уверенно, демонстрируя высокие темпы роста, уровень безработицы достаточно низок, а щедрые социальные программы позволяют партии надеяться, что избиратели продолжат поддерживать ее курс. Действительно, судя по результатам опросов, острые разногласия с Европейским союзом, ряд коррупционных скандалов и затяжная борьба исполнительной власти с судебной системой не оттолкнули от правящей партии ее сторонников и, вероятно, укрепили их в своем выборе ПиС как "сильной власти".
Слова и дела
Что касается внешней политики Польши при победе консерваторов, то в плане российско-польских отношений очередной четырехлетний срок "Права и справедливости" вряд ли принесет потепление отношений между Варшавой и Москвой. Помимо исключительно экономического аспекта, многих избирателей привлекает упор на историческую память, ставка ПиС на "польскую особость" и представление Польши как настоящей региональной державы. Вряд ли партия Качиньского, находясь на волне успеха, пойдет на серьезный пересмотр своей восточной политики, что может быть воспринято этими кругами как слабость.
Скорее всего, представители "Права и справедливости" себе не изменят, предпочитая следовать выбранному пути и ориентироваться на США и НАТО. Отношения с Вашингтоном всегда занимали особое место в польской политике, а недавний указ о безвизовом режиме, подписанный Дональдом Трампом, только вручил очередной козырь проамериканской Варшаве. Для Евросоюза же, переживающего не лучшие времена, Польша будет оставаться головной болью. "Право и справедливость" продолжит свои евроскептические выпады и провокации, столь милые сердцу ее избирателя, разочаровавшегося в ценностях ЕС. Впрочем, не переходя определенную границу, — все-таки финансовая помощь Брюсселя и степень интеграции в ЕС ограничивают ставки сторонников Качиньского.
Такие ориентиры, безусловно, оставят Варшаву как часть соответствующей американской и европейской политики в отношении России. Можно предположить, что по совокупности внутренних и внешних факторов ее отношения с Россией точно не станут лучше, хотя даже в предвыборной программе ПиС говорится о необходимости этих шагов по налаживанию сотрудничества: "Между двумя странами существует множество вопросов, которые необходимо регулировать посредством сотрудничества, в том числе экономические и исторические вопросы".
Паралич отношений
Вопрос в том, что представители ПиС, говоря о необходимости улучшения отношений с Россией, подчеркивают, что "изменения требуют воли обеих стран, чтобы они произошли. У нас есть воля. Мы ожидаем пересмотра российской политики в этом вопросе". Между тем регресс в российско-польских отношениях оказывается столь сильным, что стороны не хотят идти на какие-либо уступки, а, тем более, на кардинальный пересмотр своих взглядов.
Антироссийская риторика "Права и справедливости" и впечатление того, что Польша полностью подчиняется воле Соединенных Штатов, не проводя независимой внешней политики, привели к тому, что Варшава превратилась для России в надменного, крикливого и недостаточно серьезного партнера. Сегодня у обеих сторон нет желания вкладываться в символические действия для сближения, вроде пересмотра отношения к памятникам красноармейцам или возврата обломков Ту-154 — за эти годы поле для маневров заметно сузилось.
Вероятно, в современной ситуации должно произойти действительно кардинальное изменение политической конъюнктуры, чтобы снять эти структурные ограничения с российско-польских отношений. Несмотря на общность многих тем, подозрительное отношение будет оставаться маркером диалога Москвы и Варшавы. Можно спорить на тему, затянет ли Польшу победа ПиС в авторитарную бездну или спасет польскую идентичность от разлагающего влияния либералов — в области внешней политики вопросы истории и политических приоритетов продолжат негативно влиять на контакты двух стран.