Вашингтон — В четверг федеральная прокуратура выдвинула обвинения против двоих человек, которые помогали Трампу собирать на Украине компромат на его политических оппонентов. Это уголовное дело свидетельствует о том, что риск привлечения к юридической ответственности для союзников президента возрастает, хотя Трамп пытается сорвать процедуру импичмента в конгрессе.
В предъявленном Льву Парнасу и Игорю Фруману обвинении изложена сложная схема нарушений законов о финансировании избирательных кампаний. Трампа в этом документе ни в чем не обвиняют. Но там есть новые детали о попытках давления на Украину. Это была целая кампания, которую поддерживал Трамп, возглавлял его личный адвокат Рудольф Джулиани, а проводили темные личности типа Парнаса и Фрумана.
Трамп продолжает выступать в защиту этой кампании, которая оказалась в центре внимания процесса импичмента, запущенного в прошлом месяце демократами из палаты представителей. Однако новое обвинение свидетельствует о криминальном характере той теневой внешней политики, которую Джулиани проводил в интересах президента.
Это также очередной пример того, какое важное место в дискуссиях о будущем Трампа займет путаная расстановка сил на Украине, этой бывшей советской республике и близкой союзнице США, современная история которой наполнена политическими катаклизмами. Процедура импичмента была начата после того, как работающий в Белом доме сотрудник ЦРУ поднял тревогу из-за июльского телефонного разговора Трампа с Зеленским. В ходе этого разговора американский президент дал понять, что американская военная помощь Украине будет зависеть от того, поможет ли эта страна в поиске информации, дающей политические преимущества Трампу.
Джулиани открыто говорил о том, что занимался поиском компромата на демократов, и обвинение рисует более полную картину того, как он отдал часть этой работы Парнасу и Фруману, с которыми уже давно поддерживал связи.
Эти люди напрямую связаны с ключевой составляющей кампании давления, каковой являются попытки отозвать американского посла на Украине Мэри Йованович, начатые после того, как ее стали критиковать многие союзники Трампа. Как показывают судебные документы, Парнас и Фруман, порой превышая разрешенные законом лимиты, жертвовали деньги конгрессмену (и обещали пожертвовать еще в 2018 году), который в то время участвовал в кампании по снятию Йованович.
Прокурор Южного округа Нью-Йорка Джеффри Берман (Geoffrey S. Berman) заявил, что их обвиняют в незаконных пожертвованиях на предвыборную кампанию. Представители правоохранительных органов резко раскритиковали использованную при этом схему.
В четверг руководитель нью-йоркского отделения ФБР Уильям Суини (William F. Sweeney) заявил на пресс-конференции, что «законы о финансировании кампаний существуют не просто так».
«Американский народ рассчитывает и заслуживает такого избирательного процесса, который не отравлен влиянием иностранных интересов, — сказал он, — а общество имеет право знать подлинные источники пожертвований на кампанию».
«Законы являются той соединительной тканью, которая делает из нас нацию, — добавил Суини. — Эти обвинения не о каких-то там технических деталях, не о гражданских правонарушениях, не о формальных ошибках. Это расследование коррупционных действий и намеренных нарушений закона».
Упомянутого в обвинении законодателя не называют по имени, ограничившись обозначением «Конгрессмен № 1», однако в финансовых документах предвыборного штаба его имя фигурирует. Это бывший член палаты представителей, республиканец из Техаса Пит Сешнс (Pete Sessions). Сешнс, будучи председателем влиятельного комитета по регламенту, в 2018 году написал письмо на имя госсекретаря Майка Помпео, в котором заявил, что Йованович следует уволить, так как она в частном порядке выражала презрение к действующей администрации.
Сешнс, который в прошлом году не сумел переизбраться, отметил в своем заявлении, что не может подтвердить, что именно он является «Конгрессменом № 1». Однако он подчеркнул, что будет «решительно защищаться от любых обвинений в совершении правонарушений», и что он понятия не имеет о схеме, изложенной прокуратурой в обвинении.
По словам Сешнса, он встречался с Парнасом и Фруманом, чтобы обсудить вопрос о стремлении Украины к энергетической независимости, а Помпео написал «отдельно, после того, как некоторые коллеги из конгресса сообщили мне, что посол США на Украине при исполнении служебных обязанностей пренебрежительно отзывается о президенте Трампе в беседах с другими людьми».
Некоторые коллеги Трампа считали, что Йованович пыталась помешать их попыткам отыскать компрометирующую информацию о бывшем вице-президенте Джозефе Байдене и о его сыне Хантере Байдене. Об этом рассказал один бывший украинский чиновник. Теперь демократы из палаты представителей пытаются понять, не была ли ее отставка связана с попытками Трампа получить полезную в политическом плане информацию.
Парнас и Фруман проходят в деле об импичменте как свидетели, и в четверг следователи должны были допросить Парнаса.
В пятницу на Капитолийском холме должна появиться и сама Йованович, однако она остается сотрудницей Госдепартамента, и администрация Трампа может попытаться воспрепятствовать ее показаниям. Демократы из палаты представителей уже заявил, что если такое случится, они готовы вызвать ее повесткой.
Парнас и Фруман были арестованы в среду вечером в международном аэропорту им. Даллеса, откуда они собирались вылететь рейсом «Люфтганзы» во Франкфурт, имея билеты в один конец. Они бесплатно поели и выпили в зале ожидания для пассажиров первого класса, и направились в самолет по телетрапу, когда их остановили два агента в гражданском, рассказали очевидцы ареста.
По словам очевидцев, когда они предъявили паспорта одному из сотрудников, им было приказано вернуться в терминал, где их уже ждала целая группа сотрудников правоохранительных органов в форме и в штатском.
На слушаниях в федеральном суде Северной Виргинии, которые состоялись в четверг, прокуратура заявила, что эти люди могли улететь из США безвозвратно, и судья назначил каждому из них залог в один миллион долларов. Одетых в футболки Фрумана и Парнаса представляли два адвоката, которые в свое время защищали бывшего председателя предвыборного штаба Трампа Пола Манафорта, осужденного в прошлом году в этом же здании суда за финансовые преступления, связанные с его работой на Украине.
Не присутствовавший на слушаниях адвокат Фрумана и Парнаса Джон Дауд (John M. Dowd) от комментариев отказался. Его клиентам было приказано появиться в четверг в нью-йоркском суде, где им предъявили обвинения.
Та работа, которой они занимались на Украине по поручению Джулиани, похожа на смесь бизнеса и политики. Парнас давал Джулиани рекомендации по энергетическим сделкам в регионе и одновременно заключал на Украине свои собственные сделки, хотя и представлялся как помощник Джулиани, занимающийся связанными с Трампом вопросами.
В обвинении говорится, что Парнас «как минимум отчасти действовал по просьбе одного или более украинских должностных лиц». Их имена не названы, но главным критиком Йованович в украинском правительстве был Юрий Луценко, который в то время занимал пост генерального прокурора страны, и сам неоднократно использовал закон в качестве оружия в своих личных политических битвах.
По всей видимости, у Фрумана и Парнаса были как минимум мимолетные контакты с Трампом. В прошлом году Трамп пригласил Фрумана на мероприятие по сбору средств в президентское поместье Мар-а-Лаго во Флориду, о чем этот человек рассказал в интервью изданию «Форум Дейли» (Forum Daily), которое называет себя «голосом русскоязычной Америки». В той статье была фотография Трампа с Фруманом, на которой президент делает одобрительный жест.
Этой весной Парнас разместил в Твиттере фото, на котором он снят вместе с президентом, и поздравил Трампа с днем рождения. «Для меня честь называть вас президентом!!! — написал он. — И своим другом!!!»
Уезжая в четверг на политический митинг в Миннесоту, президент постарался дистанцироваться от этих людей. «Я не знаю этих джентльменов, — сказал Трамп. — Возможно, я фотографировался с ними, потому что я фотографируюсь со всеми. Я ничего о них не знаю. Я не знаю, чем они занимаются. Я не знаю, может, они были клиентами Руди. Вам придется спросить Руди».
По словам Джулиани, никто из Министерства юстиции не связывался с ним по поводу Парнаса и Фрумана. «Я должен исходить из того, что они невиновны, — сказал он. — Все те факты, которые я увидел, ни о чем мне не говорят, и я не знаю, что они значат».
Джулиани сказал, что знал об отъезде Фрумана и Парнаса из страны, однако опроверг предположение о том, что они хотели сбежать, и заявил, что эти люди часто ездят в Европу по делам.
Парнас и Фруман живут в Южной Флориде и являются руководителями энергетической компании, которая в прошлом году пожертвовала 325 тысяч долларов выступающему за Трампа специальному комитету политических действий. По этой причине одна внепартийная организация по контролю за финансированием избирательных кампаний подала жалобу в Федеральную избирательную комиссию, в которой обвинила этих людей и их компанию в нарушении законов о финансировании политической деятельности.
Незадолго до передачи этого крупного пожертвования Парнас и Фруман создали общество с ограниченной ответственностью под названием «Глобал Энерджи Продактс», через которое они осуществляли большие денежные вклады.
В прошлом месяце Джулиани попытался принизить значение расследования финансовых нарушений Парнаса и Фрумана, заявив, что оно завершено. А в четверг у него вызвало подозрения время предъявления обвинения. «Все что я могу сказать по поводу этого ареста, это то, что он был произведен в очень подозрительный момент», — сказал Джулиани.
Как отметило обвинение, Парнас с Фруманом и еще два человека, которым в четверг тоже были предъявлены обвинения (Дэвид Коррея (David Correia) и Андрей Кукушкин), также направляли деньги федеральным кандидатам и кандидатам в штатах в обмен на политическое влияние. Эти люди хотели открыть в Неваде и в других штатах заведения, где ради развлечения курят марихуану, и нуждались в политической поддержке, чтобы получить необходимые разрешения.
В судебных документах говорится, что эту схему финансировал некто, названный «Иностранный гражданин № 1» с «русскими корнями». В рамках этой схемы обвиняемые пытались получить разрешение на легальную продажу марихуаны в Неваде, однако не успели вовремя подать документы. «На два месяца опоздаем с вступлением в эту игру, если не изменим правила», — сказал Кукушкин неназванному иностранному гражданину, о чем свидетельствуют материалы обвинения.
По словам одного сотрудника правоохранительных органов, Коррея пока находится на свободе, но должен в ближайшее время явиться в полицию.
Кукушкин ненадолго появился в федеральном суде в Сан-Франциско, где было заявлено, что он может скрыться от правосудия, а посему его нельзя освобождать под залог. Судебные органы сослались на то, что у него есть большое состояние за рубежом, многочисленная недвижимость в районе Сан-Франциско, и что он отказывается сдать свой украинский паспорт. В пятницу Кукушкин должен снова появиться в суде, чтобы обсудить вопрос о залоге.
Его адвокат Алан Дресслер (Alan Dressler) на просьбу о комментарии не откликнулся.
В подготовке статьи приняли участие Николас Фандос (Nicholas Fandos), Кэйти Беннер (Katie Benner), Кеннет Фогель (Kenneth P. Vogel), Мэгги Хаберман (Maggie Haberman), Кейт Конгер (Kate Conger), Зак Монтегю (Zach Montague) и Сьюзан Бичи (Susan Beachy).