Охто Маннинен (Ohto Manninen) и Лаури Лехтонен (Lauri Lehtonen) обнаружили новые данные об истории финской военной разведки.
Финская книжная новинка «Наследие операции „Стелла Поларис"» (Stella Polariksen perintö) раскрывает новые подробности истории финской разведки и, главным образом, новые данные об истории финской радиоразведки.
Профессор Охто Маннинен (Ohto Manninen) и полковник инженерных войск Лаури Лехтонен (Lauri Lehtonen) обнаружили в Швеции архивные данные, которые проясняют, в том числе, что находилось в сотнях архивных ящиков с документами финской разведки, которые были вывезены в Швецию из Финляндии в конце Войны-продолжения (советско-финской войны 1941-1944 годов).
В книге также впервые рассказывается о появлении в Финляндии Центра радиоэлектронной разведки (Viestikoelaitos) при Силах обороны страны в 1950-е годы. Отделение радиоперехвата и сигнальной разведки в настоящее время относится к службе разведки Сил обороны страны.
Исследователи также обнаружили, что создательница муми-троллей, писательница и художница Туве Янссон (Tove Jansson) в годы войны принимала участие в работе секретной разведывательной службы.
Эта книга — продолжение книги Маннинена, Лехтонена и Тимо Лиене (Timo Liene) «Перехватчики сообщений и взломщики кодов» (Sanomansieppaajia ja koodinmurtajia), которая вышла в 2017 году. В ней рассказывается о работе финской радиоразведки в военные годы.
Книга «Наследие операции „Стелла Поларис"» рассказывает об операции «Стелла Поларис» (Stella Polaris), об участниках операции и о возобновлении работы финской радиоразведки в 1950-е годы.
«Стелла Поларис» — проект конца Войны-продолжения, в рамках которого сотрудников финской разведки, радиоаппаратуру и архивы перевезли в Швецию на тот случай, если Советский Союз оккупирует Финляндию. Финская радиоразведка должна была продолжить свою деятельность из Швеции.
Операция началась в сентябре 1944 года. С учетом членов семей, в Швецию переправили на судах около 750 человек, которых позже начали называть «стеллистами».
Однако операция потерпела неудачу: Швеция не разрешила проводить радиоразведку со своей территории. К концу года большинство «стеллистов» вернулись в Финляндию, но некоторые из них получили на работу в разведывательных службах Швеции и других стран.
Архивные материалы «Стелла Поларис» были сожжены в Швеции или перепроданы в третьи страны. Архивные данные все еще считаются пропавшими.
Это уже третья книга Охто Маннинена, в которой речь идет об операции «Стелла Поларис». Он начал исследовать эту тему еще в 1970-е годы.
За несколько десятилетий ему удалось найти в архивах много документов об операции. Последние находки Маннинен сделал в Государственном архиве Швеции, где он изучал архивные данные Департамента радиоразведки национальной обороны Швеции (FRA).
«Временами удается обнаружить очень важную информацию. Это настоящее приключение», — говорит Маннинен с довольным видом.
Маннинен рассказывает, что в ходе исследования вопроса он обнаружил, насколько тщательно планировалось сотрудничество со шведской стороной.
«Только сейчас я понял, насколько тщательно была спланирована операция. Затем ситуация вышла из-под контроля, и в Швецию отправились гораздо больше людей, чем предполагалось», — рассказывает Маннинен.
Одной из самых значительных архивных находок был доклад об операции «Стелла Поларис», подготовленный Министерством внутренних дел Швеции в 1946 году. В нем разъяснялось, что же произошло во время операции на самом деле.
«К докладу прилагалась картотека, в которой содержание каждого архивного ящика описывалось примерно в пяти словах. Благодаря этому удалось составить четкую картину того, что было вывезено из Финляндии. Это действительно очень важная информация».
Новые данные об операции «Стелла Поларис» могут быть обнаружены и в дальнейшем. «Стеллисты» продали Англии важные коды и, возможно, что-то еще.
В свое время у Великобритании пытались получить информацию о материалах, переданных «стеллистами», по дипломатическим каналам. Эта идея не увенчалась успехом: англичане не согласились передавать данные.
В исследовании Маннинена и Лехтонена сообщается, что на рубеже 1943 и 1944 годов финская разведка основала так называемое «Подразделение С» (S-toimisto), которое должно было собирать данные о происходящем в Прибалтике и о деятельности немцев.
«Подразделение С» работало в Хельсинки на улице Коркеавуоренкату, 21 и в столичном районе Мунккиниеми. Интересно, что одним из сотрудников подразделения оказалась писательница и художница Туве Янссон.
Имя Янссон было обнаружено в списках известного специалиста по дешифровке Эркки Пале (Erkki Pale). Он собрал эти данные в Национальном архиве Финляндии.
«Туве Янссон работала в „Подразделении С" в 1944 году, — рассказывает Маннинен. — Она работала в подразделении и была в курсе секретной информации, по крайней мере, частично».
В военное время Туве Янссон была известным карикатуристом. В 1930-е годы она рисовала карикатуры на Адольфа Гитлера, но в военные годы Финляндия и Германия стали братьями по оружию, и подобную деятельность ограничили — вплоть до угрозы разрыва отношений.
Однако Янссон позже рассказывала, что ей нравилось вести себя нагло в отношении Гитлера и Сталина.
В книге «Наследие операции „Стелла Поларис"» впервые рассказывается, что финскую радиоразведку воссоздали в 1950 году, а спустя 10 лет, в 1960 году, был создан финский Центр радиоэлектронной разведки.
С наступлением мира организация сократилась в размере. Более того, в Финляндии стали избегать даже употребления слова «разведка». К примеру, существовавшее во время войны разведывательное подразделение главного штаба было переименовано в «иностранное отделение».
Полковник инженерных войск Лехтонен попросил у Сил обороны Финляндии разрешение рассказать в книге о том, как возник финский Центр радиоэлектронной разведки, и получил его.
«Я там очень долго служил. У меня есть на это письменное разрешение», — говорит Лехтонен.
Финская радиоразведка прекратила существовать в 1945 году. Когда спустя два года контрольная комиссия покинула страну, финны решили повторно создать службу радиоразведки. На практике на это ушло десять лет.
Создание новой сети прослушивания началось осенью 1950 года. Первые станции были расположены в городах Турку, Харьявалта, Хямеенлинна и Оулу.
В середине десятилетия начали использовать первые радиопеленгаторные станции. Их используют для определения источника радиосигнала.
Важнейшим объектом прослушивания и перехвата сигнала была военная радиосвязь, которая действовала за пределами страны.
Центральным местом прослушивания было местечко Наараярви, где находились бараки авиабазы военного времени. Новое место называли Станцией радиоэлектронной разведки (Viestikoeasema).
На Станции радиоэлектронной разведки располагались радиопрослушка, радиопеленгаторная станция и техническая поддержка, а также проводилось обучение.
«Отдельные станции занимались только пеленгацией. Результаты изучали и передавали на Станцию радиоэлектронной разведки», — пишет Лехтонен.
Независимое финское военное подразделение радиоэлектронной разведки было основано в 1960 году. По словам Лехтонена, создание этого подразделения было «существенным этапом» в развитии финской радиоразведки.
«Была создана основа для важного элемента, который в финской военной разведке отсутствовал».