Epoca (Бразилия): БРИКС теряет значение для стратегической повестки Бразилии

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
В нынешних обстоятельствах геополитические интересы Бразилии, Китая и России не совпадают, указывает автор. Точно подстроиться под Вашингтон и при этом иметь общие цели с Китаем и Россией — сложная задача для президента Бразилии. Кроме того, у Бразилиа и Москвы — острые противоречия по Венесуэле.

В прошлом группа БРИКС находилась в эпицентре внешней политики Бразилии. Ее рассматривали как стратегически важный приоритет. Считалось, что БРИКС может помочь Бразилии в ее стремлении поднять свой статус до уровня мировой державы. В этой группе видели витрину для демонстрации более широкого взаимодействия, направленного на перестройку и перераспределение глобальной власти. Возможно, это было преувеличением, но отнюдь не причудой.

Для нынешнего правительства этот форум не имеет такого же значения и «геостратегического» веса. В некоторой степени он может противоречить руководящим принципам, определяющим настрой тех, кто сейчас занимает Дворец Итамарати (Министерство внешних связей Бразилии). Точно подстроиться под Вашингтон и при этом иметь общие цели с Китаем и Россией — сложная задача. Попытка сделать противоречия по поводу авторитарного режима Венесуэлы основной повесткой дня саммита БРИКС, — это попытка воспроизвести тактику россиян и китайцев, которые уже пытались вынести на пленарное заседание группы такие темы, как Крым и Тибет.

По сути, Бразилия стремится усилить легитимность блока, чтобы укрепить внутреннюю и региональную повестку дня. Раньше эта стратегия могла бы сработать более или менее успешно. Интересы стран группы пересекались немного больше, и имели более прагматичную окраску, так что можно было учесть интересы безопасности и политические интересы каждой страны, входящей в блок. Позиция по конфликту в Сирии была почти что единой у всех стран.

Однако в нынешних условиях геополитические интересы Бразилии, Китая и России не совпадают. Между Бразилией и Москвой возникли острые противоречия, касающиеся их интересов в отношении режима в Каракасе. Отношения, которые Бразилия поддерживает с Соединенными Штатами в рамках нынешней дипломатической повестки дня, не помогают ей навязать остальным свою волю, несмотря на то, что она является хозяйкой мероприятия. Пока нет никаких признаков того, что Москва намерена ослабить свою позицию в отношении режима Мадуро. А Бразилии, со своей стороны, нечего предложить россиянам, чтобы переманить их в свой лагерь. Если уж россияне решают играть в геополитику, они играют по-настоящему. Венесуэла превратилась в геополитическую платформу. Хотя правительству Путина не дают высокую оценку, российская внешняя политика определенно отличается последовательностью.

Между тем Пекин не станет размахивать красной тряпкой перед Путиным. Обе страны соревнуются с США за то, чтобы заполнить вакуум, создавшийся в Латинской Америке, и имеют общие и скоординированные стратегические интересы по многим направлениям. Так, в Южной Америке Китай заполняет экономические пробелы, а Россия пользуется прорехами в политике. Индия и Южная Африка настроены прагматически и сосредоточены на торговых, технологических и энергетических аспектах повестки дня. Если бы у Бразилии были более устойчивые показатели торговли с индийцами или южноафриканцами, возможно, канцелярия могла бы продвинуть хотя бы косвенное упоминание Венесуэлы, — что было бы очень благотворно для твиттер-дипломатии и подпитки проправительственных соцсетей.

Важно понимать, что Бразилия, Россия, Китай, Индия и Южная Африка руководствуются совершенно разными стратегиями развития, имеют разные внешние приоритеты, культуру стратегии, стиль ведения переговоров, традиции, систему и политические практики. Это не означает, что невозможно поставить их на путь серьезного сближения. На данный момент среди членов блока преобладает естественная конкуренция.

Что касается прямых иностранных инвестиций за последние пять лет, зарегистрированный в Бразилии объем таких инвестиций составляет приблизительно 540 миллиардов долларов. Участники БРИКС ответственны менее чем за 3% из этого общего числа, причем по большей части благодаря Китаю, который опережает всех с показателем в 2,3%. Среди прочих, на Индию приходится 0,28%, на Южную Африку — 0,2%, а на Россию — 0,05%. Это данные, которые с чисто экономической точки зрения показывают, что этому привилегированному союз далеко до своего заявленного потенциала.

За счет участия в БРИКС Бразилии не удалось повысить экономическую и торговую взаимодополняемость с другими партнерами по саммиту, за исключением Китая. Вклад Индии, России и Южной Африки, вместе взятых, во внешнюю торговлю Бразилии составляет каких-то 3,6%. Динамика торговых отношений между Бразилией и Китаем в настоящее время не зависит от стран БРИКС. Если Бразилия захочет увеличить объем внешней торговли с другими странами, придется отдельно выстраивать торговую дипломатию.

В отличие от предыдущих стран, — в особенности Китая, — которые принимали у себя БРИКС, когда на саммите кипела бурная деятельность и проходило множество заседаний по различным секторам, Бразилия как хозяйка саммита значительно сократила масштаб этого мероприятия. Бразилиа явно не хотела, чтобы это событие широко освещалось в СМИ и имело серьезный политический вес, ведь в Соединенных Штатах к этому блоку относятся с большим подозрением. Бразилия сделала только самое основное, созвала заседания, которые не могла не созвать, но не продолжила это начинание и не провела другие, более узкие встречи. Таким образом у всех, кто прибыл на саммит, сложилось впечатление, что бразильцы как хозяева саммита делали все только для галочки.

Поэтому на данном этапе было бы наивным полагать, что другие члены группы, которые понимают, что Бразилия придает БРИКС лишь относительное значение, согласятся на то, что саммит будет направлен против венесуэльского режима. В конце концов ожидается, что на саммите будут опубликованы некоторые дипломатические документы, но более решительные политические заявления будут заблокированы из-за несовместимых взглядов стран этой группы.

Хуссейн Калут — политолог, преподаватель международных отношений, научный сотрудник Гарвардского университета и член консультативного совета журнала «Гарвардское международное обозрение» (Harvard International Review). Был старшим научным сотрудником Центра стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне, округ Колумбия, а также консультантом ООН и Всемирного банка. Занимал пост специального секретаря правительства Бразилии по стратегическим вопросам (2017-2018). Соучредитель движения «Агора!» (Agora!). Был членом Совета министров Палаты внешней торговли (Camex) и президентом Национальной комиссии по народонаселению и развитию (CNPD).

Обсудить
Рекомендуем