Jyllands-Posten (Дания): битва за храм в городе Николая II и Бориса Ельцина

Русские больше не боятся протестовать. Жители третьего по величине города России заставили отступить и олигархов, и православную церковь

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Русские больше не боятся протестовать. Как жители третьего по величине города России заставили отступить и олигархов, и православную церковь, рассказывает журналист датской газеты, который пообщался с обеими сторонами конфликта — с участницей протестов и с православным священником.

Екатеринбург — Протестовать против системы и власти Дарье Маликовой было в новинку.

Заняв любимый в народе парк на целых пять дней, тысячи екатеринбуржцев бросили вызов как всесильной православной церкви, так и олигархам, новым князьям России, которые жаждут потратить свои богатства на восстановление храмов, разрушенных при Сталине.

Один из них, глава «Русской медной компании» Игорь Алтушкин, даже нанял частную охрану, чтобы разогнать демонстрантов и огородить зеленый уголок в центре мегаполиса для строительства нового православного храма.

Тут Дарья Маликова не стерпела — как и тысячи других екатеринбуржцев.

На пять дней городской парк превратился в арену массовых протестов — редкое зрелище в авторитарной России с ее вертикалью власти. Сотни и даже тысячи демонстрантов собрались снести забор и мирными средствами побороться с бандитами, которых послали их запугать.

«Будто с мафией столкнулись. Но я горжусь, что Екатеринбург, наверное, первый город в России, где жители больше не боятся высказывать свое мнение. Это огромный шаг вперед», — говорит 36-летняя мать-одиночка, у которой растет семилетняя дочь.

Как и другие демонстранты, она подчеркивает, что это вовсе не политическая акция против Кремля и правительства, а борьба за парк и гражданские права.

Аресты и штрафы

Во время столкновений с полицией Маликову арестовали, но через несколько часов отпустили, выписав штраф в 10 000 рублей (около 1 000 датских крон). Когда официально получаешь 30 000, это немаленькие деньги.

Страх перед властями тут же отошел на второй план: сперва его сменили кипучий энтузиазм и ощущение единства, а затем еще более мощное чувство — сладость победы, к которой, правда, позднее примешались нотки горечи.

На четвертый день протестов дело дошло до Владимира Путина. Хотя церковь за 20 лет его правления приобрела огромный авторитет, президент решил вмешаться.

Эффект оказался молниеносным. На следующий же день забор вокруг строительной площадки убрали, бандиты олигарха и полиция испарились, а городским властям было приказано выслушать жителей.

«Это придало нам чувство пусть и маленькой, но силы: мы заставили их пойти на попятный, — говорит Маликова. — Российская вертикаль власти строится на страхе. Путин, наверное, сам испугался, что протесты выйдут из-под контроля, и губернатор с мэром послушались его совета, ведь они боятся, как бы их не уволили».

Церковь и царь

В ночь на 17 июля 1918 года град большевистских пуль лишил жизни царя Николая II, его супругу и пятерых детей. Шла Гражданская война.

В 2000 году всех семерых объявили мучениками и причислили к лику святых. Близ шахты Ганина Яма в 15 км от Екатеринбурга, где большевики пытались спрятать останки царской семьи, в 2000-2003 годах были воздвигнуты семь часовен в память о погибших.

Храм на Крови во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, строился с 2000 по 2003 год.

Новый собор, вызвавший острую дискуссию, призван заменить старый, снесенный в 1930 году наряду с тысячами других церквей по всему СССР.

После первого раунда православная церковь оказалась в числе проигравших в городе, где начинал свою карьеру бывший президент Борис Ельцин и где большевики в 1918 году расстреляли последнего русского царя Николя II и его семью.

Уж не звоночек ли это, что рост влияния РПЦ идет вразрез с чаяниями народа?

В последние годы в школьном расписании появилось религиозное воспитание, а российский парламент принял ряд противоречивых законов, которые карают за оскорбление чувств верующих.

Опросы говорят, что большинство екатеринбуржцев — против восстановления храма, но протоиерей Максим Миняйло не тревожится. Он не сомневается: храму во славу императрицы Екатерины, чье имя носит уральский город в 1 800 километрах от Москвы, быть.

«Вы же датчанин. И конечно, знаете, что мать царя Николая, императрица Мария Федоровна, в девичестве Дагмара, была датчанкой», — говорит высокий бородач в черной сутане, протягивая мне руку. Мы встречаемся в его храме, возведенном на месте особняка, где царская семья провела последние дни в ожидании кровавой расправы.

Датская императрица помогает нам установить личный контакт. После двух часов каждения и молитв на ногах он приглашает меня на завтрак.

Путин — новый русский царь

«К сожалению, разногласия из-за храма многих от нас оттолкнули», — признает священник. По его словам, только за последнее десятилетие забраковали три разных плана.

«Но в долгосрочной перспективе спор лишь делает нас сильнее. Из-за голосования о новом храме узнали все жители города. Раньше про него слышали только верующие. Так что для нас это пиар. Но протесты меня удивили. Такого в России еще не было».

44-летний священник и отец семерых детей считает, что церковь будет и впредь играть важную роль в российском обществе.

«Русская церковь прочно стоит, ее невозможно разрушить. Даже когда Сталин сослал десятки тысяч священников в лагеря, они знали, что церковь будет стоять вечно, — говорит он и продолжает, — Царь Николай II и его семья — это ключ к пониманию нашей церкви. Для русских и православных они — наши главные святые сегодня. Библия учит, что Иисус был краеугольным камнем в строительстве церкви. Основа нашей нравственной системы — Николай II».

Сам отец Миняйло — монархист. Он считает, что из всех существующих политических систем монархия самая справедливая, и ему нравится, что Владимира Путина часто сравнивают с царем. Если Россия хочет выжить, нужен сильный лидер, чтобы удержать страну единой, считает он.

«Мой сын-подросток говорит, что молодые люди неохотно ходят в церковь. Наверное, в том, что молодежь до 24 лет мало воцерковлена, виноваты СМИ и пропаганда. Но женившись и сделав карьеру, большинство возвращаются в лоно церкви», — говорит он.

«Церковь все крепнет. Исследования говорят, что 80% россиян больше всего доверяют армии, а 74% — церкви. Это потому, что мы делаем добрые дела. С нами вечная сила, с которой не может справиться даже ад».

Чтобы решить спор, городской совет провел в середине октября референдум, предоставив жителям выбрать место для храма из двух других участков, менее спорных.

«Выборы были показухой, и результат был известен. Теперь в радиусе 600 метров — три до нелепости огромных православных храма, — жалуется Дарья Маликова. — А еще 40% проголосовали за участок подальше. Так что чокнутые олигархи и попы сейчас скажут, что там тоже надо построить храм».

Обсудить
Рекомендуем