The New York Times (США): города по всему миру переосмысливают отношение к автомобилям

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Власти городов, на долю которых приходится изрядная часть мировых выбросов, пытаются с помощью то кнута, то пряника убедить население отказываться от личного автотранспорта или пересаживаться на более экологичные автомобили. Однако процесс идет не так гладко, как может показаться.

Сейчас, когда большая часть человечества живет в городах, какое место в городской жизни должны занимать автомобили — особенно старые, загрязняющие окружающую среду и делающие городской воздух малопригодным для дыхания?

Этим вопросом озабочены городские власти по всему миру. Многие из них прибегают к разнообразным мерам, направленным на то, чтобы уменьшить роль автомобилей — машин, навсегда изменивших то, как люди передвигаются по суше.

Непосредственная мотивация властей очевидна: горожанам нужно, чтобы воздух был здоровее и чище, а пробок на дорогах было меньше. Не стоит забывать и о долгосрочных благоприятных последствиях: транспортные выбросы составляют почти четверть парниковых газов и сокращение их может помочь предотвратить климатическую катастрофу.

Поэтому города, на долю которых приходится изрядная часть мировых выбросов, пытаются с помощью кнута или пряника убедить население отказываться от личного автотранспорта или пересаживаться на более экологичные автомобили.

Некоторые начали с того, что сделали дорогим въезд в город для старых легковых и грузовых автомобилей с дизельными двигателями. Некоторые стремятся вообще не пускать дизели в город в час пик (например, Бристоль вводит такой запрет с 2021 года) или вообще запретить все автомобили с двигателями внутреннего сгорания (Амстердам рассчитывает сделать это к 2030 году). Некоторые пытаются стимулировать переход с обычных автомобилей на электромобили.

Некоторые мэры подверглись сильному политическому давлению с целью устранения опасностей для здоровья, связанных с загрязнением воздуха. «Они видят растущую озабоченность по поводу последствий загрязнения воздуха для здоровья», — сказала Джейн Берстон (Jane Burston), глава лондонского благотворительного фонда «Чистый воздух» (Clean Air Fund).

Однако процесс идет не так гладко, как может показаться.

Дели, с трудом дышащий отравленным воздухом, не может сдержать приток на дороги новых автомобилей и мотоциклов, а в Мадриде, куда в следующем месяце съедутся на международные переговоры по климату десятки тысяч делегатов, попытки обуздать автомобилистов вылились в политическую борьбу.

Лондон: ужесточение экологических ограничений

Лондон уже давно занимается автомобильной проблемой. В 2003 году город ввел плату в размере 5 фунтов, что на тот момент равнялось примерно 8 долларов, за въезд в центр города по будням в период с 7 утра до 6 вечера. Позднее плата выросла до11,5 фунта. (В Америке первым городом с таким сбором с 2021 года станет Нью-Йорк, центр которого по будним дням забит легковыми автомобилями и шумными дизельными грузовиками.)

В апреле этого года был введен новый дополнительный сбор на въезд в «зону сверхнизких выбросов». Он применяется круглосуточно к наименее экологичным автомобилям: старым дизельным и бензиновым легковушкам, грузовикам и мотоциклам. В общей сложности вождение автомобиля в центре города в будний день теперь может стоить до 24 фунтов.

К октябрю 2019 года, по оценке городских властей, уровень диоксида азота в воздухе снизился на 36% по сравнению с февралем 2017 года. В среднем в день в центр города сейчас въезжает на 13 500 меньше наименее экологичных автомобилей, чем до вступления в силу новых правил.

Лондон принимает также ряд других мер по очистке воздуха. Таксистам с дизельными «черными кэбами» больше не выдаются новые лицензии. Малому бизнесу и некоммерческим организациям власти предлагают гранты на сумму примерно в 3500 фунтов на замену старых автомобилей и фургонов на новые, электрические.

В большой степени эти программы были вызваны к жизни тревогой за здоровье населения. В 2010 году загрязненный воздух города стал, по официальным данным, причиной более 9 тысяч преждевременных смертей.

Пекин: лотерея номеров

Китайская столица — пример как того, что могут сделать с городом автомобили, так и того, что город может сделать со своими автомобилями. В период с 2000 года по 2011 год количество автомобилей в Пекине выросло практически втрое — с менее чем 2 миллионов до 5 миллионов. Пекинский воздух приобрел в мире дурную славу.

Город обратился к стандартному набору мер: финансовому стимулированию отказа от старых машин с дизельными двигателями, сборам за въезд, ужесточению стандартов для выхлопных газов.

В 2011 год была введена в действие необычная стратегия. Чиновники запустили лотерею по выдаче новых автомобильных номеров. В результате автовладельцы не могут использовать новые машины сразу после покупки. В лотерее участвует больше номеров для электрических автомобилей, чем для обычных, поэтому покупателям внедорожников с бензиновым двигателем приходится ждать дольше. Вдобавок каждая машина с бензиновым двигателем не должна использоваться один день в неделю, в зависимости от последней цифры номера.

Автовладельцы пытаются обходить эти ограничения. Например, богачи покупают по несколько машин и регистрируют их за пределами столицы. В свою очередь, город вводит ограничения на парковку в городе автомобилей, зарегистрированных вне Пекина.

В целом пекинский воздух улучшается, отчасти благодаря именно этим мерам. Отчет ООН, основанный на официальной информации, показывает, что за период с 1998 года по 2018 год уровень связанного с транспортом загрязнения воздуха заметно снизился (количество диоксида азота сократилось на 55%, а количество смертоносных ультрадисперсных частиц PM 2.5 — на 81%). Однако качество городского воздуха все еще не соответствует национальным стандартам загрязнения ультрадисперсными частицами, а по стандартам Всемирной организации здравоохранения воздух Пекина не считается безопасным для дыхания.

Дели: слабый прогресс и растущий кризис

Качество воздуха в Дели сейчас пользуется такой же печальной известностью, как в свое время в Пекине. Дели считается одним из худших городов в мире по этому параметру, чему способствует сочетание автомобильных выхлопов, промышленных и строительных выбросов и сезонного сжигания сухой травы и остатков посевов после уборки.

Против автомобильных выхлопов Дели старается принимать меры: в городе действует обширная система метрополитена, построено окружное шоссе, позволяющее грузовикам двигаться в объезд города, введены ограничения на старые автомобили, автобусы и такси переводятся с дизельного топлива на более экологичное бензиновое.

Однако все это не помогает справиться с притоком на дороги новых мотоциклов и автомобилей. В период с 2006 года по 2016 год, согласно официальным данным, проанализированным Центром науки и экологии (ЦНЭ), количество новых зарегистрированных машин в городе росло в среднем на 11% в год и в итоге составило почти 9 миллионов. Как выявил доклад ЦНЭ, 49% расстояния, которое проезжает каждый день население индийской столицы, преодолевается на метро и автобусе, а 51% — на личном транспорте. «Расширять использование общественного транспорта в городе остро необходимо», — считает директор ЦНЭ по исследовательской и общественной деятельности Анумита Рой Чоудхури (Anumita Roy Chowdhury).

В ноябре, когда город окутал ядовитый смог, главный министр Арвинд Кеджривал (Arvind Kejriwal), борющийся за переизбрание, в третий раз ввел жесткие меры по ограничению количества машин на дорогах. В течение первых двух недель ноября, то есть наиболее сложного с точки зрения загрязненности воздуха периода, автомобили с четными и нечетными номерами должны будут ездить по очереди — в один день четные, в другой нечетные. Г-н Кеджривал, столкнувшийся с серьезной предвыборной конкуренцией, также впервые распространил запрет на автомобили федеральных чиновников.

Сработает ли эта мера? Согласно исследованию Чикагского университета, оба раза, когда ранее применялась схема «чет-нечет», это несколько улучшало воздух. Однако результат оказывался временным, и воздух города по-прежнему остается опасным для примерно 20 миллионов делийцев.

Мадрид: затяжной политический конфликт

Столица Испании охвачена горячими спорами о том, каким городом она хочет быть, и автомобили — одна из ключевых тем этого спора.

В прошлом году городские власти ввели одни из самых жестких автомобильных ограничений в мире, запретив въезд любых автомобилей в зону, охватывающую изрядную часть городского центра, и введя штрафы для нарушителей. Это было сделано после того, как Европейская комиссия заявила, что Мадрид не выполняет взятые на себя обязательства по снижению загрязненности воздуха. После запрета городские датчики загазованности показали явное улучшение ситуации.

Однако далеко не все сочли, что ситуация улучшилась. В этом году на городских выборах победили консерваторы, решившие отменить распоряжение своих либеральных предшественников. В июле город объявил, что он отменяет штрафы, сославшись при этом на собственные данные, которые показывают, что вне безавтомобильных зон загазованность увеличилась.

Это решение продержалось недолго. Через неделю вмешался суд, приказавший городу продолжать взимать штрафы с водителей, въезжающих в городской центр. Суд объяснил это тем, что людям необходимо дышать чистым воздухом.

Обсудить
Рекомендуем