La Stampa (Италия): катастрофа по имени «Моисей» — 40 лет задержек, взяток и споров

Почему проект по спасению Венеции не спас ее от наводнения

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Венеция в очередной раз стала жертвой наводнения. Теперь потери невосполнимы. А ведь их бы не было, если бы не провал многолетнего проекта по спасению города от капризов стихии. На создание гигантской конструкции были выделены миллиарды евро. Но деньги исчезли, а «Моисей» так и не построен.

Венеция — «Вот тот самый „Моисей", он спасет Венецию от наводнения и будет готов в течение трех лет, его стоимость составит 20 миллиардов лир». Был 1992 год, когда Луиджи Дзанда (Luigi Zanda), президент консорциума «Новая Венеция» (Consorzio Nuova Venezia), представил проект мобильных дамб, уникальное в мире творение инженерной мысли в области строительства гидросооружений. 12 лет назад министр коммунального строительства Николацци поставил перед группой экспертов задачу по проверке осуществимости проекта, который должен был защитить Венецию от наводнений: это был так называемый «Глобальный проект».

Бесконечная история

История «Моисея» — бесконечная история, состоящая из задержек, завышенных цен и судебных расследований, но главное — это история, которая еще не закончилась: испытания по поднятию барьеров 4 ноября были отложены из-за слишком сильных вибраций. Начало эксплуатации запланировано на 2022 год, но и оно оказалось под вопросом. Единственное, что точно — это 5,5 миллиардов евро, выделенные властями до сегодняшнего дня. К ним добавят еще 700 миллионов на ремонт уже испорченных деталей, а также еще почти по 100 миллионов евро в год, чтобы гарантировать функционирование и техническую поддержку проекта, который должен был быть готов еще восемь лет назад и стоить 1,6 миллиардов евро. От представления проекта до закладки первого камня прошло 11 лет, и еще премьер Берлускони 14 мая 2003 года отдал приказ о начале работ, несмотря на то, что не все в Венеции были убеждены в оптимальности этого решения. Муниципальный совет отправил в Рим с десяток альтернативных проектов, но в 2006 году министр коммунального строительства Ди Пьетро (Di Pietro) доложил, что при сопоставительном анализе победителем стал один проект — «Моисей».

В рамках этого проекта предусматривалось размещение на входах в порт Лагуны 78 мобильных шлюзов длиной до 29 метров, расположенных в коробах из бетона, лежащих на морском дне и готовых к эксплуатации при повышении уровня воды до 110 сантиметров. Работы продолжались, несмотря на некоторые препятствия, например, на проседание специального корабля, который должен был поднимать барьеры, или взрыв короба на дне в Кьодже. После анализа состояния Венецианской лагуны, проведенного Национальным исследовательским комитетом, эксперты забили тревогу из-за разрушения дна вследствие осуществленных работ, но локомотив «Моисея» уже был запущен, и 12 октября 2013 года мэр Орсони и министр инфраструктуры Лупи приветствовали поднятие первого барьера.

Судебное землетрясение

Спустя восемь месяцев началось политическое землетрясение, спровоцированное судебным расследованием, затронувшим политиков, бизнесменов и руководителей консорциума. Среди 34 арестованных оказался мэр Венеции Орсони, бывший губернатор Галан, региональный асессор министерства инфраструктур Киссо, а также бывшие магистраты по водному хозяйству, генералы финансовой полиции и предприниматели, возглавляющие компании, занимавшиеся реализацией проекта. Судьи выявили коррупционную схему, нелегальные фонды, незаконное финансирование партий и поддельные счета, что фактически остановило строительные работы и деятельность Консорциума. Чтобы сдвинуть ситуацию с мертвой точки, председатель совета министров Ренци направил в 2014 году трех комиссаров, поставив перед ними задачу по управлению возобновлением работ, но судебные разбирательства с подрядчиками застопорили работы на строительных площадках.

Очередная отсрочка

«В этих условиях невозможно выполнить обязательства до 31 декабря 2021 года», — заявил комиссар по общественному строительству комиссии по вопросам защиты окружающей среды во время последнего осмотра строительства в марте этого года. Проект (завершенный на 94%) должны были испытать 4 ноября. Это символическая дата для венецианцев, потому что она совпадает с годовщиной большого наводнения 1966 года. Но из-за проблемы, возникшей с избыточной вибрацией во время пробного подъема барьеров, испытания были в очередной раз отложены в ожидании «детальных технических проверок и вмешательства, связанного с устранением проблемы». «Моисей» — проект, который, как следует из материалов сайта Консорциума «может защитить Венецию и Венецианскую лагуну от наводнений высотой до трех метров и от повышения уровня моря до 60 сантиметров в ближайшие 100 лет», — снова застопорился.

Обсудить
Рекомендуем