Первая нормандская: как и в чем Зеленский победил Путина на саммите в Париже (Европейська правда, Украина)

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
На нормандском саммите Зеленский не только избежал провалов, которые многие ему прочили. Украина якобы уехала из Парижа с победами. Не сногсшибательными, но тактическими, утверждает автор «Европейской правды», следивший за ходом переговоров в Париже.

Париж — Президент Владимир Зеленский встретился в Париже со своим российским коллегой и тезкой Владимиром Путиным. Проведения «нормандского саммита» Зеленский добивался чуть не со дня своего избрания на пост президента. Ожидание не было напрасным.

По стечению обстоятельств, саммит в нормандском формате состоялся в наименее благоприятный для России момент. Ее авторитет и доверие к ней на Западе в последние дни снова упали. А Зеленский, вопреки ожиданиям Кремля, так и не стал «легкой добычей». Он ведет переговоры совсем не схожим с Москвой образом — и «взломать этот код» Путин пока не смог.

При этом Зеленский не только избежал провалов, которые многие ему прочили. Украина уехала из Парижа и с победами. Да, не сногсшибательными, но тактическими (язык не поворачивается назвать их «мелкими»).

Путин против мира

В последние недели разговоры о «нормандском саммите», дата которого несколько раз переносилась, а в итоге была назначена и подтверждена всеми сторонами, неизменно сводились к тому, что существование крепкой проукраинской коалиции на Западе впервые было поставлено под сомнение. Украина может оказаться в Париже в ситуации «одна против трех», предупреждали скептики, и, казалось, они были правы. Франция и Германия в последнее время все больше говорят о диалоге с РФ. Дипломатическая изоляция Путина де-факто осталась в прошлом. А заявления французского президента Эммануэля Макрона о том, что Россия не должна стать официальным врагом НАТО, добавляли оснований для негативных ожиданий. А объяснение экспертов о том, что эти изменения в значительной степени вызваны конкуренцией Макрона с лидерами США и Германии, отнюдь не снимали проблему — ведь неважно, против кого ведется война, если пострадавшей в ней окажется Украина.

Но за последние дни перед саммитом мы стали свидетелями новостей, как будто специально собранных вместе, чтобы доказать: международную поддержку Украине точно рано хоронить. Новое руководство ЕС, которое начало работу 1 декабря, в эти дни не скупилось на заявления о поддержке Украины. Между Германией и Россией разгорелся дипломатический скандал. Берлин обвинил Москву в причастности к политическим убийствам на немецкой территории. В выходные во Франции сообщили о новых доказательства атаки на Макрона хакеров из РФ во время выборов во Франции 2017 года — тогда Кремль пытался вмешаться во французскую политику.

А «контрольным выстрелом» поддержки стало сообщение МВФ, опубликованное в ночь на воскресенье, о приближении новой программы финансирования Украины фондом. И хотя последняя новость еще не значит, что деньги уже выделены, это все равно был крайне важный шаг поддержки новой украинской власти. Это заявление выбивало у Путина часть рычагов экономического давления на Киев, поэтому не случайно, что фонд спешил обнародовать его перед «нормандским саммитом». Словом, Владимира Путина в Париже ждало возвращение к старым реалиям: его противниками снова были три страны, которые действовали вместе. И ход саммита это подтвердил.

И, наконец, атмосферы добавило решение Всемирного антидопингового агентства (WADA) о дисквалификации российской сборной на Олимпийских играх из-за допинга. К Донбассу оно не имеет отношения — но стало еще одним доказательством того, что мир не готов закрывать глаза на наглые нарушения правил со стороны РФ. Во всех сферах жизни.

Гибкий «Минск» и «красные линии»

Возможно ли изменить Минские договоренности? Реально ли сделать это так, чтобы изменения сыграли в пользу украинской стороны? Этот вопрос Киев задает уже несколько лет подряд. Безуспешно, потому что Россия такие изменения блокирует. Но то, что канцлер Германии Ангела Меркель поддержала Зеленского в таких изменениях — очень хорошая новость. «Есть вопрос: этот документ (Минские договоренности) окаменевший или его можно менять? Ведь есть определенные предложения президента Зеленского по поводу его изменения… Мы надеемся, что этот документ (Минские договоренности) снова будет гибким, и его оживят», — подчеркнула она.

На самом деле речь идет об одном, но критическом изменении. Когда Украина получит контроль над границей на оккупированном участке Донбасса — до выборов или после? Дословное прочтение «Минска» говорит, что выборы в ОРДЛО проходят без контроля над границей. Но это бессмысленно, говорят в Киеве, потому что это будет означать, что граница останется прозрачной для российских ДРГ, наемников и боеприпасов. Честные выборы в таких условиях невозможны, считают на Украине. Берлин эту позицию полностью поддержал. Париж — по крайней мере не выступил против этого.

Этот эпизод важен не только как иллюстрация международной поддержки Украины Западом, в которой не все были уверены. Еще важнее стало то, что эта «красная линия» — незыблема и для президента Зеленского. Подход «безопасность прежде всего» был в основе переговорной позиции Петра Порошенко с Россией. Возможность того, что Украина пересечет эту линию, была едва ли не самым большим раздражителем для граждан, которые выходили на «предупредительные митинги» против Зеленского. Отсутствие ее «сдачи», а также публичные и однозначные заявления Зеленского, что этим Украина не поступится, позволили многим спокойно вздохнуть после парижского саммита. Такими же незыблемыми остались и другие «красные линии». Три ключевые из них Зеленский отдельно назвал на пресс-конференции после завершения саммита.

«Первое — это невозможность федерализации. Украина — унитарное государство, это неизменная статья ее конституции и незыблемый принцип существования государства. Второе — невозможность для кого-либо как-либо влиять на вектор движения и развития Украины, которая является независимым, самостоятельным, демократическим государством, вектор развития которого будет выбирать исключительно ее народ. Третье — невозможность компромиссов в урегулировании ситуации на востоке Украины путем уступок территорий в пределах международно определенных границ. Для каждого украинца и Донбасс, и Крым — это Украина».

Это — прямая цитата из выступления президента Украины на совместной пресс-конференции лидеров «нормандской четверки». В международной политике важно не только то, что было сказано, но также где и как прозвучало заявление. У обещания, произнесенного в присутствии Путина и лидеров ключевых европейских государств, а также сформулированного однозначно, без «но» — больше всего шансов быть соблюденным.

Возможно, поэтому этих слов оказалось достаточно, чтобы в «Движении сопротивления капитуляции», которое стояло палаточным лагерем на Банковой, согласились с тем, что «красные линии» Зеленский не перешел, и приостановили протест. Да и большинство критиков президента были вынуждены признать: на саммите в Париже «зрады» (измены) точно не произошло.

Парижские победы

Едва ли не единственная претензия к Зеленскому, которая имеет под собой основания, — то, что его обещания достичь полной победы на саммите в Париже не оправдались. Поражением это тоже не стало — было бы странно надеяться, что уже первая встреча с Путиным позволит сдвинуть лед в принципиальных вопросах.

Однако президент и его команда перед «Нормандией» распространяли неоправданный оптимизм и уверенность в том, что Путин безотлагательно уступит в вопросе границы, «сдаст» марионеточные «республики», выведет армию из оккупированного Донбасса. Поэтому вина за создание высоких ожиданий у части общества лежит именно на президентской команде.

Тем не менее, парижская встреча действительно принесла победы или приблизила к ним. Язык не поворачивается назвать их «мелкими» (потому что есть люди, для которых это вопрос жизни и смерти!). Но они действительно остаются «тактическими», то есть не меняют ситуацию на Донбассе кардинально.

Прежде всего это — вопрос обмена заключенными. Здесь, правда, можно упрекнуть Зеленского в том, что всех узников вернуть не получилось. Как пояснил президент в общении с журналистами поздно ночью, перед вылетом на Украину, пока договоренность ограничена заключенными в «подвалах Донбасса». Узников совести и незаконно преследуемых украинцев в тюрьмах на территории России, а также заключенных в оккупированном Крыму обмен не затронет. Об этом договориться с Путиным не удалось. «Договорились о начале — всех согласованных на всех согласованных. Сейчас покажут нам списки. Сейчас речь идет о Донбассе. Давайте сделаем первый шаг. Это большой шаг, потому что 72 человека могут приехать домой», — рассказал Зеленский.

Важный позитив этой договоренности — неофициально согласовано, что обмен состоится уже до конца этого года. Важный негатив — к сожалению, эта договоренность не закреплена документально. В решении «четверки» ее нет, есть только устное обещание Путина. Причина этого в общем-то понятна — президент РФ ведет игру и делает вид, будто не он контролирует марионеточную «власть» в Донецке и Луганске. Но это дает России возможность отказаться от выполнения своего обещания.

Еще одно решение саммита может иметь стратегическое влияние в Донбассе. «Нормандская четверка», включая Россию, договорилась расширить мандат наблюдательной миссии ОБСЕ.
Как известно, сейчас ОБСЕшники наблюдают за обстрелами только в светлое время суток. Это делает их отчеты мало связанными с реальностью, ведь боевики, как правило, ведут обстрелы украинских позиций ночью. Однако до сих пор ОБСЕ не удавалось договориться о том, чтобы предоставить мониторам разрешение на ночное патрулирование.

И если Путин выполнит эту договоренность и Россия перестанет блокировать изменение правил работы миссии — ситуация в Донбассе может принципиально измениться. К примеру, объявленные перемирия (по крайней мере, в тот период, когда они нужны России) станут полноценными, а не только «дневными». И, к слову, о перемирии (полном, абсолютном и незыблемом) саммит «Нормандии» также договорился. Но таких договоренностей, не реализованных на практике, за пять лет было так много, что их пока рано записывать в перечень побед.

Запах газа

Газовые переговоры, проведенные в Париже, принесли немного новостей, но их важность настолько велика, что на этой теме стоит остановиться отдельно. Откровенно говоря, большинство опасений о возможной сдаче интересов Украины в Париже касались именно газового вопроса. Слишком странно Банковая уклонялась от ответов о том, планируется ли обсуждение газовых вопросов в Париже — даже тогда, когда все источники уже подтверждали, что во Францию ​​летят министры энергетики России и Украины, а на переговорах запланирована отдельная «газовая панель».

Но похоже, что на этот раз информацию скрывали не из-за спланированной «зрады». По крайней мере, договоренностей, очевидно вредных для Украины, в Париже не было. Более того, крайне важно, что дальнейшие переговоры вернутся в трехсторонний формат, при участии ЕС. По крайней мере, в этом заверяет исполнительный директор Нафтогаза.

Зеленский утверждает, что победа есть и в газовом вопросе — мол, Украина и Россия приблизились к газовому соглашению, при этом годовой или двухлетний контракт уже не рассматривается, а также есть согласие о том, что Россия выполнит решение Стокгольмского арбитража — правда, заплатив 3 миллиарда не деньгами, а газом. Оправдается ли этот оптимизм Зеленского, станет известно в ближайшее время.

Почему Россия — «не агрессор»?

Но есть одна сфера, в которой Украина в Париже показала себя очень плохо. Эта сфера — информационная. Имея уникальные стартовые позиции по поддержке западных партнеров, дату проведения саммита, которая совпала с имиджевыми проблемами России, имея мощную группу журналистов в Париже — наша официальная делегация умудрилась вчистую проиграть россиянам в информационной войне.

Эта проблема для действующей власти не нова. Но, несмотря на ее повторение, офис Зеленского — то ли по ошибке, то ли сознательно — вообще не пытается вести свою информационную политику, а только реагирует на картину дня, заданную россиянами. В то время как российские журналисты получали информацию о деталях переговоров, комментарии и «сливы» с закрытых встреч в Елисейском дворце — украинским журналистам оказалось проще узнавать детали у французской стороны.

И почему-то Банковую не беспокоит, что это — идеальный фон для запуска фейков в украинское информационное пространство. Является ли такая политика осознанным выбором Банковой в рамках политики «лучше промолчать, чтобы не обидеть россиян»? Сказать сложно. Но стоит отметить, что на этот раз Зеленский был откровеннее в высказываниях, чем обычно. Донбасс — оккупирован. Это президент повторил несколько раз в присутствии Путина. Крым — украинский, и будет таким, как бы эти заявления не возмущали Россию. Никаких переговоров с марионеточными «республиками» не будет, как бы на этом не настаивал Путин. «Украина и я, как президент, не ведем прямых переговоров с представителями незаконной власти временно оккупированных территорий», — заверил Зеленский.

Но есть одна линия в критике РФ, которую президент не пересек и не собирается этого делать. Уже ночью, после завершения саммита, в разговоре с «Европейской правдой» он признал, что сознательно не использует в отношении России и лично Путина слово «агрессор». Вот полное объяснение президента по этому поводу. «Что касается того, как, кого и что называть. Это почти то же самое, что вопросы „а вы будете говорить добрый вечер президенту России?", „а вы будете садиться с ним за стол?", „будете пожимать руку, стоять рядом на фотографировании?". Нам с вами нужен результат. Если наша задача — приехать и в кого-то плюнуть, — то зачем ехать и договариваться? А если есть задача договориться, то нам нужно находить такой формат диалога, который будет более или менее корректным».

Является ли такое объяснение убедительным, а тактика — эффективной? Оценивать это оставляем читателю.

Обсудить
Рекомендуем