Science (США): как реальная наука выделяет «Пространство» на фоне других научно-фантастических сериалов

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Накануне выхода на экраны четвертого сезона сериала «Пространство» журнал Science поговорил с Нареном Шанкаром о том, почему ему кажется важным иметь реалистичные научно-фантастические сериалы, и чем работа на телевидении похожа на процесс научного рецензирования.

13 декабря на Amazon Prime выйдет четвертый сезон «Пространства», космической драмы с лихо закрученным сюжетом, знаменитой своими персонажами рабочего класса и реалистичной физикой космоса. Тот факт, что шоуранером проекта является Нарен Шанкар, частично объясняет эту научную достоверность — заслуженный писатель и продюсер сериалов «Звездный путь: Следующее поколение», «Далеко во Вселенной» и полицейского процедурала «C.S.I. Место преступления» имеет степень доктора прикладной физики и электротехники.

Нижеследующее интервью было отредактировано для полноты и ясности.

Science: Как вы стали заниматься научно-фантастическими сериалами?

Нарен Шанкар: На самом деле, все началось, когда я изучал искусство в Корнелле (Корнеллский университет). Но я всегда любил естественные науки и математику. На втором курсе я перевелся в инженерный колледж — обычно люди переводятся из него! А я остался до конца, чтобы получить свою докторскую степень. И где-то параллельно с этим я просто почувствовал, что не хочу больше быть инженером. Эта сфера награждает невероятной специальностью: я видел, что становлюсь все более и более компетентным в вопросах о все меньшем и меньшем уголке вселенной. У меня была пара друзей в Лос-Анджелесе, с которыми я занимался литературным творчеством, когда учился в школе. Они сказали: «Эй, приезжай, будешь сценаристом». И я подумал: Отлично.

— Как помогло естественнонаучное образование вашей работе на телевидении?

— Один из самых ценных навыков, который я вынес за годы обучения — это умение делать коллегиальный обзор. Вы пишете черновик, садитесь с коллегами и начинаете сокращать. На самом деле так и происходит процесс написания сценария. Все садятся и читают, а потом вы это разбираете.

На ранних этапах своей карьеры я много занимался научной фантастикой, затем много работал с сериалами о копах и с детективными сериалами. C.S.I.: я много лет работал над этим сериалом. В нем было много научной методики. Расследование, идея логического пути для проведения уголовного расследования, оценка доказательств — подобное требовало особой подготовки.

— «Пространство» пытается учитывать объективную науку. Это пробуждает в вас физика?

— Это так, и, на самом деле, это одна из причин, почему я стал заниматься этим проектом. Когда я получил сценарий пилотной серии «Пространства», я подумал «вау, это совершенно другой тип сериала». Потому что они учли все факты, которые большинство научно-фантастических сериалов старается избегать: у вас не будет веса, если корабль не ускоряется, а коммуникация в космическом пространстве не происходит мгновенно. Мы используем это для драматизма. В конце одного эпизода несколько ракет вот-вот врежутся в Марс. В следующем эпизоде люди на Земле осознают, что это произошло примерно 25 минут назад.

— А что насчет физики космических кораблей?

— Они летают с реалистичной физикой. Вы видите сохранение импульса, сохранение момента импульса — все, что действительно происходит в космическом пространстве. Вы не видите поверхности управления и аэродинамический полет, потому что все они движутся в вакууме. Вы видите реалистичные объекты, меняющие направление с помощью ускорителей. Лично я устал смотреть на космические корабли, которые летают как самолеты-истребители над Тихим океаном во время Второй мировой войны.

В «пилоте», пробной серии, большая последовательность действий определена разворачивающимся судном. Этот дерьмовый старый корабль должен вдруг отклониться от своего курса, чтобы начать расследование по сигналу бедствия. Единственный способ, которым судно может изменить курс — это «перевернуть и сжечь», то есть развернуть и выстрелить. Но они замедляются намного сильнее, чем следовало бы. «Это может разбить корабль на части!» — вот в чем была коллизия.

— В четвертом сезоне мы видим экзопланету Илус, богатую литием — редким минералом, который будет важен в будущем. Илус похож на Землю, но немного не такой. Из космоса вы видите разные континенты. На его поверхности обитают разные животные. Это своего рода мистический опыт Долины.

— Это действительно удачно ее описывает. Она похожа на Землю, потому что вы можете дышать воздухом. «О, все хорошо». Однако биология намного сложнее. Есть вещи, которые происходят, когда у вас есть взаимодействующие биомы. Представьте себе первых европейцев, приехавших в Австралию. Вся биология того места отличались от того, к чему они привыкли. Были ядовитые вещества, которых они не знали. Многие из них умерли. С Илусом все немного по-другому, потому что у нас люди приходят на чужую планету с биомом, отличным от генетики человека. Так что это вызывает некоторые интересные взаимодействия.

— Чем, по-вашему, Илус отличается от «планеты недели» в «Звездном пути»?

— «Звездный путь» — замечательный сериал, но это не научно-фантастический сериал в полном смысле этого слова. Виды историй, которые он хочет рассказать, носят в основном аллегорический характер. «Звездный путь» отправился на планеты с монолитными культурами и занялся определенными социологическими проблемами. Илус необитаем. Это просто место, где много лития. Единственные люди, находящиеся там — это группа беженцев, говорящих: «Ты не получишь нашу шахту».

— Может ли это опережать нашу действительность всего на пару шагов? Может быть, кто-то претендует на астероид и станет триллионером?

— Конечно. Поразительно, как вы погружаетесь в истории, которые будут происходить в будущем через сотни лет, а затем смотрите на настоящее: знаете, возможно, потребуется не так много времени. Потому что все это где-то рядом, наверняка.

— Как вы думаете, вы поднимаете планку для всех, кто как-то связан с научно-фантастическим кино?

— Надеюсь, мы делаем это, поднимаем планку. Однако у меня складывается впечатление, что люди как будто боятся делать так же. Это требует от вас внимания к вещам, на которые обычные люди не обратят внимания, потому что им никто об этом не говорил. Это требует иного понимания реальности происходящего. И да, я думаю, это довольно высокая планка. Но, конечно же, не недоступная.

Обсудить
Рекомендуем