Киев — Поддержанный американским Конгрессом для вынесения на окончательное рассмотрение проект оборонного бюджета США на 2020 год содержит по меньшей мере два «приятных» для Украины положения. Речь идет о предоставлении Киеву 300 миллионов долларов на вопросы безопасности (деньги, в частности, пойдут на приобретение летальных средств обороны), а также о введении санкции в отношении лиц и компаний, связанных с прокладкой газпромовских трубопроводов в обход Украины — «Северный поток-2» и «Турецкий поток». Цель — «обеспечение энергетической безопасности Европы». Как ожидается, окончательно это решение утвердят к Рождеству. Следствием этого, как надеется автор законодательной инициативы сенатор Тед Круз станет отсрочка минимум на год (по некоторым прогнозам — на все пять) введения в эксплуатацию СП2, без чего невозможно воплотить мечту Путина о прекращении транзита газа через украинскую территорию. А то и полное сворачивание проекта строительства газопровода. Хотя в последнем случае есть сомнения: слишком много уже вложили в эту авантюру Кремль и его европейские бизнес-партнеры…
Однофамильцы-Крузы: Том — в кино, Тед — в сдерживании Кремля
Несколько поколений поклонников голливудских боевиков увлеченно следили за тем, как звездный Том Круз доказывал: настоящему герою под силу любая, даже невыполнимая миссия.
Теперь же его однофамилец — сенатор-республиканец от Техаса Тед Круз — приложил максимум усилий, чтобы сделать как можно более призрачным воплощение кремлевской миссии под названием «Северный поток-2», задача которой — усиление энергозависимости Европы от РФ и экономическое наказание неуступчивой Украины. Именно сенатор Круз выступает активным лоббистом внедрения санкций против российских обходных трубопроводов. Еще в апреле он вместе с сенатором от Нью-Гемпшира Джин Шахин (Демократическая партия) подготовил проект закона «О защите энергетической безопасности Европы».
Документ уже прошел слушания и ряд других этапов, предшествующих его окончательному принятию. Впрочем, из-за сложности и многоступенчатости рассмотрения таких актов в США существует угроза, что он не успеет вступить в силу до момента введения СП2 в эксплуатацию. Одним из вариантов решения проблемы и стало внесение санкционных статей в законопроект о годовом оборонном бюджете. То есть, после его окончательного принятия обеими палатами Конгресса и подписания Дональдом Трампом, санкции против «концессионеров» «потока» начнут действовать. А тем временем, вероятно, будет подготовлен комплексный документ, предусматривающий дополнительные механизмы введения санкций. Так что вполне реально их усиление уже через несколько месяцев. При этом американские сенаторы советуют ЕС в течение трех лет утвердить собственные механизмы противостояния российским угрозам для энергобезопасности европейского континента.
Все это — в среднесрочной перспективе. А «на коротком шаге» мы должны рассчитывать на внедрение первого этапа американских санкций в энергетической сфере. Как известно, оператором «Северного потока — 2» выступает компания Nord Stream 2 AG. Учредитель и владелец контрольного пакета ее акций — российский «Газпром». Партнеры — французская Engie, австрийская OMV, британско-нидерландская Royal Dutch Shell, немецкие Uniper и Wintershall. Именно эти компании, а также ряд европейских подрядчиков, как ожидается, и станут первыми целями американских санкций. Ограничения будут касаться всех судов, прокладывающих трубы для экспорта российского газа на глубине 100 футов (около 30 метров), их владельцев, а также компаний, занимающихся страхованием газопровода. Внедрят санкции и против владельцев и топ-менеджеров причастных к СП2 структур. В случае с компаниями речь идет о закрытии доступа к любым работам на территории США и по заказу американского бизнеса по всему миру, а также к американским кредитным ресурсам. Их служащие потеряют возможность получить американскую визу и попасть на территорию Соединенных Штатов Америки. Также будут блокироваться транзакции, связанные с их имуществом или интересами в США.
Особенно болезненными санкции, по мнению экспертов, будут для одного из основных финансистов СП2, широко интегрированной в мировые процессы немецкой «Uniper». А также швейцарской «Allseas», которая прокладывает подводные трубы и глубоководные кабели по всему миру, итальянской Saipem, которая тоже обладает современными технологиями прокладки трубопроводов на глубине, ряда других международных специализированных компаний.
«Северный поток — 2»: «Stop» или «Pause»?
После введения американских санкций часть европейских «концессионеров» — компаний, участвующих в реализации проекта СП2 — очевидно, вынуждены будут отказаться от продолжения сотрудничества с «Газпромом». Ввиду вероятных колоссальных потерь. Ведь их ожидаемые прибыли могут быть гораздо меньше, чем вызванные американскими санкциями убытки. Касается это, прежде всего, небольших компаний-подрядчиков, которые не вкладывали собственных средств в строительство. Поиск «замены» будет сложным и длительным. При этом «санкционный опыт» других заставит новых потенциальных участников проекта сильно думать перед тем, как принимать «неблагодарное» решения. Разве что РФ попытается подтянуть внутренние резервы, привлекая к проекту отечественные компании. Но это также может негативно сказаться на качестве и темпах работ. Ведь россияне не владеют технологиями прокладки труб на глубине и не имеют оборудования такого уровня, как используемое при строительстве «потока». К тому же, у концессионеров могут возникнуть финансовые проблемы. На достройку СП2 нужно еще 2-3 миллиарда долларов. Между тем российский газовый идол, на средства которого Кремль так активно поддерживает свою пропагандистскую машину и «стимулирует» часть европейского политикума, по данным российских СМИ — на грани финансового краха. Совокупный долг «Газпрома» уже превысил 40 миллиардов долларов. А брать новые ссуды фактически негде. Американские санкции еще ощутимее сузят «круг возможностей».
Правда, ряд крупных инвесторов вытеснить из проекта будет сложно. Многим, как говорится, терять нечего. Некоторые чувствуют за своими плечами поддержку европейских правительств. Речь, прежде всего, о немецком бизнесе. При таких обстоятельствах есть шанс, что строительство продолжится и все-таки будет завершено. Но со значительным опозданием.
И такая отсрочка при этом будет полезна для Украины и усилит ее позиции на «транзитных» переговорах с Москвой. Что, кстати, происходит уже сейчас: Путин и его переговорщики извиваются как ужи на сковородке, пытаясь «втюхать» нам «дешевый» (экономически) и очень дорогой (политически) газ — мол, как залог продолжения транзита. Тогда как с приближением нового года в Кремле, очевидно, все больше понимают, что стремление «проучить» Украину, выведя ее «трубу» из европейской «транзитной игры», может обойтись слишком дорого. Опять же, прежде всего, политически. Потому грозит окончательной потерей доверия со стороны европейских партнеров к «Газпрому» как к поставщику «голубого топлива».
Напомним, «концессионеры» и так не укладываются в предусмотренные сроки строительства газопровода. В частности, из-за последовательной позиции Дании, которая только в последние дни октября дала разрешение на прокладку трубы в своих территориальных водах, и ряд технологических трудностей, к которым сейчас добавились еще и погодные «траблы». Как известно, разрешение Копенгагена до сих пор не действует. Ведь его в установленном порядке обжаловали в суде. Поэтому до завершения рассмотрения апелляции продолжение работ на датской части газопровода невозможно.
Поэтому на днях компания-оператор «Северного потока — 2» официально признала: уложиться в запланированные сроки завершения проекта точно не смогут. Российские представители осторожно говорят о «середине 2020 года». Но конкретных сроков при этом также не называют.
На сегодня проложено 2100 километров труб двух нитей газопровода СП2, осталось проложить около 300 километров. Проложат или не проложат? Оценки разные. К примеру, уполномоченный по работе с органами государственной власти НАК «Нафтогаз Украины» Вадим Гламаздин в Фейсбук уже советует «праздновать»: «Северный поток — 2» будет остановлен! Три года назад, когда мы с Александром Харченко (директор Центра исследований энергетики. — Ред.) начинали борьбу, как-то пошутили, что круче было бы позволить россиянам потратить максимум денег и достроить (СП2) процентов на 90 — и потом остановить строительство. Кто же знал тогда, что эта шутка окажется пророческой…».
Со своей стороны председатель правления НАК «Нафтогаз Украины» Андрей Коболев в прогнозах осторожнее: «Поверю, как только увижу санкции в действии:), но прогресс действительно впечатляет. Ждем голосования в обеих палатах и подписания. Спасибо за работу и всем причастным за помощь». А потом еще добавил: «У наших оппонентов еще несколько нестандартных „козырей". Поэтому праздновать победу точно рано».
Такого же мнения и большинство соотечественников, в том числе и экспертов, прокомментировавших эти сообщения на страницах топ-менеджеров «Нафтогаза». Многие обращают внимание на «кровную» заинтересованность в достройке газопровода со стороны Берлина. Они напоминают: пока немецкое правительство не вложило в проект ни копейки. И это — большой резерв. Останавливать же проект надо было до 2018 года, пока не началась его реализация на практике. Теперь же — самый оптимистичный для нас вариант — отсрочка введения СП2 в эксплуатацию до конца 2020-го. Другие же комментаторы вообще считают, что «пауза» может длиться всего два-три месяца. И при этом предрекают, что даже если конгрессмены и поддержат законопроект (в чем практически нет сомнений), глава Белого дома Дональд Трамп может и не подписать его. Особенно, после встречи с главой российского МИД Сергеем Лавровым. Мол, «русские „подгонят" материалы, которые защитят Трампа от импичмента, а тот — „по блату" заблокирует закон».
Впрочем, все это пока — некое гадание на кофейной гуще. Лучше уж дождаться развития ситуации. По данным украинской стороны, Палата представителей Конгресса США будет голосовать за окончательный вариант оборонного законопроекта в четверг, 12 декабря. Сенат — в начале следующей недели. К Рождеству же Трамп окончательно определиться с подписанием документа.