Эта тема оказалась на пересечении страданий людей в прошлом и современной политики. Но независимо от того, как бы вам хотелось его называть, геноцид армян или зверские расправы над ними, начавшиеся в 1915 году, привели к гибели сотен тысяч этнических армян. Вполне возможно, что в общей сложности в результате погибло около миллиона человек. И смерти тех людей не были случайными: они были прямым следствием сознательной кампании, которую проводила Османская империя.
Коротко напомню историю. Элита Османской империи, всегда считавшая армян людьми второго сорта, решила, что с ними необходимо расправиться. В результате они высылали армян в сирийскую пустыню, где те голодали и умирали, топили их в Черном море или попросту убивали их.
Мало кто станет спорить с тем, что в действительности все так и было. Однако постоянно ведутся споры о том, попадают ли те действия Османской империи под определение геноцида. Первая проблема здесь заключается в том, что до начала Второй мировой войны термина «геноцид» вообще не существовало. Но термин «геноцид», по сути, означает «уничтожение расы». Геноцид подразумевает сознательные попытки истребить целую группу людей.
Турция, наследница Османской империи, отрицает, что империя проводила осознанную кампанию по истреблению армян. Этнические армяне и историки с ней не согласны. Они утверждают, что целью Османской империи практически наверняка было коллективное истребление армян, и что именно поэтому ее действия необходимо классифицировать как геноцид.
И это возвращает нас к спорам в Вашингтоне.
Вот в какой ситуации мы оказались. Исполнительная ветвь следит за своим языком в попытке защитить другие интересы американской внешней политики, а законодательная ветвь признает геноцид, позиционируя себя в качестве глобального морального лидера. Однако эти два интереса довольно трудно совмещать.