С самого детства мы регулярно наблюдаем ситуации, когда родители не считают зазорным поднимать руку на детей в воспитательных целях. И хотя сегодня повсеместно повышается уровень осведомленности о правах детей, мы все еще встречаем людей, убежденных в том, что родители имеют полную свободу наказывать своих чад.
В египетской культуре, в которой мы выросли, братьев отца почитают наравне с родителями, и когда наши дяди били нас, это воспринималось как нечто естественное и безвредное. Что и говорить, все старшее поколение могло поступать так в силу своего возраста и родственных уз. Теперь, когда осведомленность о негативных последствиях физического насилия возросла, большой процент населения все еще не видит в этом ничего плохого. По их мнению, если наказание не наносит ребенку вреда в долгосрочной перспективе, то есть не приводит к увечьям, то оно вполне приемлемо.
Несмотря на то, что международный Комитет по правам ребенка фиксирует разрушительные последствия применения насилия в семье, которые могут привести к проблемам развития, когнитивным нарушениям и даже повлечь за собой самоубийства, мы в Египте и других странах арабского мира не можем привести реальные данные о количестве детей, страдающих от насилия в семье.
Между дисциплиной и насилием
Итак, как мы можем провести черту между воспитанием, которое формирует дисциплину, и методами, способными нанести вред психическому здоровью ребенка?
Каким бы ни был его возраст, для всех домочадцев должны быть установлены определенные правила, и родители должны соблюдать их в отношении детей и нести ответственность за последствия. Только в таком случае дети тоже будут соблюдать указанные правила.
Маленьким детям такого возраста свойственна любознательность, поэтому было бы лучше избавить их от соблазнов, которые побуждают разбирать и ломать вещи, такие как косметика, ювелирные изделия, лекарства и электрические приборы. Вместо этого предпочтительно направлять внимание детей на другое, более подходящее ему занятие.
В трехлетнем возрасте, независимо от суровости наказания, разум ребенка еще не способен установить связь между своим поведением и наказанием, которому подвергается. В таком случае последнее лишь нанесет ему психологический вред. Они учатся, наблюдая за взрослыми, в первую очередь за своими родителями и их поведение является для них идеальной моделью.
Когда дети осознают последствия своих действий?
Примерно в возрасте шести лет дети начинают видеть взаимосвязь между своими поступками и их последствиями, поэтому крайне важно четко обозначить правила поведения. Например, ребенку не разрешается рисовать на стенах. Но почему так поступать нельзя? Какое наказание ждет его за нарушение правила? Будет ли ребенку запрещено рисовать весь оставшийся день или ему придется участвовать в домашней уборке?
Иногда родителям легче отказаться от наказания, но это создаст плохой прецедент, который угрожает их авторитету и поощрит ребенка далее нарушать установленные правила. По этой причине родители должны вместе решить, в каких случаях наказание обязательно, а какие проступки можно простить.
Предусматривает ли такое наказание применение физической силы? Нет. Если ребенка бьют, он будет верить, что ему тоже можно бить других людей в порыве злости. Кроме того, применение насилия не меняет детское поведение, а лишь заставляет ребенка бояться своих родителей.
Лучший и худший способ решить проблему плохого поведения ребенка
Важно говорить детям, что именно нужно делать, а не просто рассказывать им, какие вещи они делают неправильно. К примеру, вместо «не прыгайте на диване», попробуйте сказать: «Пожалуйста, сядьте и опустите ноги».
Обязательно давайте четкие и прямые инструкции. Вместо вопроса «можешь, пожалуйста, надеть свою обувь?», скажите: «Пожалуйста, надень обувь».
Это помогает избежать путаницы и ребенок понимает, что у него нет выбора, следовать указаниям, или он может этого не делать.
Доктор Марьям Рифаат утверждает: «Лучший способ воспитать ребенка — это избегать примеров, когда наш личный негативный опыт воспитания влияет на него. Необходимо читать о детях, особенностях каждого возрастного периода и пытаться узнать как можно больше о правильном воспитании и формировании детской психики. Во многих случаях спокойное взаимодействие корректирует поведение. Например, если мы спокойно относимся к капризам ребенка, это будет способствовать улучшению его поведения».
«Ребенок — не что иное, как отражение отца и матери, и все его действия представляют собой повторение того, что он наблюдает перед собой. Когда ко мне приходит мать и рассказывает, что ее сын лжет или отличается нервозностью, я спрашиваю — а кто в вашем доме лжет или нервничает?», — добавила доктор.
По ее словам, самое главное — достичь взаимопонимания с ребенком и не ограничивать его рамками, говоря, что он глуп, незначителен или некрасив, поскольку он будет расти с таким убеждением и не сможет избавиться от внутренних ограничений. Также неприемлемы рукоприкладство и запугивание, так как ребенок запоминает боль. Когда его шлепают, он забывает о своем поведении и думает лишь о причиненной ему боли, после чего захочет отомстить. Допустим, он может повторить это в отношении того, кто слабее или начать мстить своим родителям, проявляя упрямство, непослушание, воздерживаясь от еды или походов в туалет.
Не забывайте о поощрениях
Когда вы определите, за какое поведение следует наказывать ребенка, не забывайте поощрять его хорошее поведение. Не стоит недооценивать положительное влияние нашей похвалы на детей, поскольку дисциплину формирует не только наказание, но и признание хорошего поведения. Так, мы можем хвалить наших детей, объясняя, какие именно поступки достойны поощрения, например, сказав: «Я горжусь тобой, потому что ты поделился своими игрушками с друзьями». Недостаточно сказать «ты поступил правильно» или «ты хороший мальчик». Чем больше мы проявляем внимание к определенному поведению, тем больше вероятность того, что ребенок продолжит себя так вести.
По ее мнению, одним из методов воспитания является положительная стимуляция, которая подразумевает вознаграждение ребенка за хорошее поведение, наказание за плохое и формирование твёрдой родительской позиции по этим вопросам. Наказание должно соответствовать ситуации и быть логичным, понятным, как отказ в просмотре телевизора в течение часа с объяснением причины. Также воспитательным методом является наказание в виде позитивной изоляции (positive time out). Родители должны дать ребёнку понять, что они наказывают определение поведение, а не самого ребёнка.
В интервью Noonpost Касем рассказала: «Применение насилия делает ребенка трусливым, и это неэффективный метод. Он увеличивает риск формирования у ребенка тревожности, возникновения депрессии и регрессивного поведения, такого как недержание мочи и заикание. Родителям нужно посещать курсы по воспитанию детей, которые помогут им в координации со школами и организациями. Кроме того, важно с малых лет направлять энергию ребенка в спорт или другие его любимые занятия».
Это естественно, что родители обычно хотят удержать своих детей от ошибок и сделать их лучше, но со временем, особенно в подростковом возрасте, изъятия сотового телефона или отключения Интернета на два часа может быть недостаточно в качестве наказания, поэтому иногда будет целесообразней позволить им учиться на собственном опыте, разбираясь с последствиями своего поведения. Позволить им потерпеть неудачу — хороший метод воспитания. Так они больше не захотят совершить подобную ошибку.