После Нового года украинцам будет проще найти работу в Германии. Во всяком случае немецкие власти обещают упростить трудоустройство для граждан стран "не ЕС".
Наши люди, впрочем, уже давно работают "на немцев", которые платят примерно вдвое, а то и втрое больше поляков. Особенно увеличился поток заробитчан в Западную Европу после получения Украиной безвиза — естественно, многие работают по биопаспорту нелегально.
Фирмы-посредники поставили на поток неофициальное трудоустройство украинцев — немецкая полиция периодически устраивает "заробитчанские рейды".
В ноябре так разоблачили группировку в шести федеральных землях, которая нанимала работников из Восточной Европы, в основном из Украины, которые приезжали в страну якобы с туристической целью, но потом оставались в ФРГ и работали, хотя по закону не имели на это права.
Гастарбайтерам выдавали фальшивые документы и удостоверения для регистрации в местных органах власти, в социальных и страховых службах. Кроме того, у группировки собственное агентство, которое помогало украинцам нелегально трудоустроиться и найти жилье.
У нелегалов, естественно, больше шансов не получить заработанное, а то и вообще угодить в трудовое рабство.
"Страна" расспросила украинцев, которые уже трудились в Германии, как им дался "немецкий хлеб".
24/7 со стариками
Зарплаты в Германии — из самых высоких в ЕС, оттого именно эта страна притягивает работников из "бедной Европы". Украинские заробитчане получают от 800 до 2 тыс. 300 евро (у квалифицированных работников вроде программистов, врачей, инженеров, естественно, в разы больше, но украинцев с высшим образованием, которые устроились по специальности, тут мизерное количество).
Наши в основном работают сиделками, нянями, уборщицами, официантами, сборщиками урожая.
Педагог по образованию Галина Жук из Львовской области, которая полтора года ухаживала за 83-летней бывшей преподавательницей Бертой из Франкфурта, делится со "Страной" своей историей.
"Зарплата до вычетов у меня была 1 тысяча 800 евро, но моя хозяйка (дочка женщины, за которой ухаживала) делилась с фирмой-посредником. На руки выходило около тысячи евро. Можно и 1,5 тысячи евро на руки получать, это как договоришься. Но там и соков больше выжмут. В любом случае, в Германии можно заработать на пару сотен евро больше, чем в Италии", — рассказывает Галина Жук, которая переквалифицировалась в сиделки.
По ее словам, вакансию она нашла через интернет. Жук знает немецкий язык на элементарном уровне — полгода посещала курсы во Львове.
"Как открыли безвиз, так я и начала искать работу за границей. Польшу не рассматривала, хотелось побольше заработать. Фирма-посредник все выполнила, как и обещала. Дочка моей фрау тоже не была заинтересована в моем официальном трудоустройстве — это хлопотнее и дороже, больше бюрократической волокиты, надо платить взнос в фонд социального страхования. Фрау Берта живет в частном доме, она частично парализована и передвигается на инвалидном кресле. Мне выделили отдельную комнату с вай-фаем, правда, воспользоваться интернетом было некогда. Да что там интернетом — порой даже присесть и чаю выпить некогда было. О перекурах пришлось забыть, так я, кстати, бросила курить. Фрау надо накормить, погулять с ней, переодеть, помыть, постирать, убраться. Работа 24/7, как у Золушки. Ночью тоже приходилось часто вставать — то воды подать, то в туалет отвести, то сон ей страшный приснился или просто за руку подержать. О том, чтобы днем прикорнуть, и речи быть не могло. Словом, была я домработницей и сиделкой в одном лице. Правда, еще медсестра приходила делать ей процедуры, я выполняла всю грязную работу. Дочка навещала мать раз в неделю — закупала продукты, проверяла, что да как. Строго следила, например, чтобы я экономила электроэнергию — она в Германии дорогая. За случайно не выключенный в ванной свет могла сильно отчитать. Немецкая супербережливость чувствовалась во всем. А еще я там научилась сортировать мусор, и уже когда вернулась домой, до сих пор отдельно собираю пластик, стекло и бумагу. После Нового года опять собираюсь в Германию — уже к другой пожилой женщине, и снова нелегально, так проще", — рассказала нам львовянка.
"Мы для них как из Африки"
Еще одно распространенное занятие — сбор урожая, как и в Польше, — клубники и спаржи, дорогого и популярного среди немцев овоща.
Спаржевый сезон длится с апреля по июнь, а в ресторанах есть даже специально спаржевое меню. Раньше в Германию "на спаржу" массово ездили поляки и румыны, а в последнее время их начинают заменять украинцы.
Владимир Федецкий, дипломированный инженер из Ивано-Франковской области, собирал спаржу под Берлином в прошлом году, до этого у него был опыт сбора яблок в Польше. Говорит — у немцев заработки выше, но зато и дерут три шкуры.
"Поляки — те гоняют, а немец чуть не с нагайкой стоит над душой и следит за работниками. В Польше к нам относятся как ко второму сорту, а для многих немцев Украина — на уровне Африки. Сбор спаржи — это каторжный труд, поэтому ни даже самые бедные местные, ни беженцы на такие заработки не соглашаются. Платят 8 евро в час, это минималка, за месяц можно заработать от 1,5 до 2,5 тысячи евро (зависит от нагрузки), вдвое-втрое больше, чем на плантациях у поляков", — рассказывает Федецкий, который кроме денег заработал проблемы со спиной.
Как рассказал заробитчанин, нужно срезать побеги этих овощей с земли и раскладывать по ящикам. Это не так просто, как кажется: нужно быть осторожным, чтобы не повредить соседние растения.
"Ты 10-12 часов находишься в согнутом положении и приседаешь, позвоночнику капец. На таких заработках могут выдержать только физически сильные люди, и то надолго не хватит. Чуть полегче в крытых залах, где сортируют и обрезают овощи, там обычно работают женщины. Еще раз на спаржу не поеду. И со мной хоть честно рассчитались, а двум моим товарищам другой фермер заплатил только половину. Как и в Польше, в Германии некоторые хозяева забирают паспорта, чтобы не сбежали к другим фермерам, и вы превращаетесь в раба. Недоплаты, унижения — все это в Германии тоже есть, хотя, казалось бы, это самая продвинутая страна ЕС", — рассказывает заробитчанин. Работа на спарже считается под силу только физически развитым людям.
"Имя-12, фамилия —56"
Часто на сезонные заработки в Германию едут украинские студенты — для них действуют специальные программы по упрощенному трудоустройству, особенно для агрономов (под видом студентов нередко ездят инженеры и учителя). По данным Deutsche Welle, всего на сборе урожая в Германии во время летних каникул работают около 10 тысяч украинских студентов.
Так на сборах клубники в курортном Больтенхагене на берегу Балтийского моря побывал 22-летний студент Львовской политехники Игорь Стець.
На клубнике оплата зависит от выработки, примерно 70 евроцентов за кило, по итогу выходит, как и на спарже, 8 евро в час. За месяц набегает 1,5-2 тысячи евро, кто как насобирает. "В среднем работники собирают за день 100-150 кило ягоды, у меня выходило и до 200 кило. Одежда была такая мокрая, что можно выжимать. Но рвать нужно только зрелую, красивую клубнику. У каждого сборщика был своей номер, у меня, например, 1256, я уже шутил, что мое имя 12, фамилия — 56. Соответственными штрих-кодами были пронумерованы мои ящики, и если потом клиенты находили в них гнилую или зеленую ягоду, жаловались начальству, которое могло штрафануть за "халтуру", — делится с нами Игорь.
Стець с двумя другими украинскими студентами и еще двумя поляками жил в тесном передвижном вагончике с двухъярусными лежанками, а всего на поле работало несколько сотен человек из Восточной Европы.
"Работа начиналась с петухами, в 4 утра, соответственно, вставать приходилось еще раньше. Под вечер все тело ныло, и уже ничего не хотелось. На поле нас везли на тележках, которые мы называли "скотовозками". Но в целом я не жалуюсь, за два месяца заработал 2 тысячи евро (пару сотен сверх того ушло на еду и проживание), а еще должны вернуть 1 тыс. евро налогов как студенту. В Украине студент и за год столько не заработает", — говорит Игорь Стець.
Но есть и такие, кого "кидают". Неприятная история произошла с 19-летней студенткой аграрного колледжа из Тараще Киевской области Даниэль Лохвенко, которая также в рамках студенческой программы во время каникул легально работала на уборке клубники в одном из сельскохозяйственных предприятий.
"Я попала в трудовое рабство, меня обманули, потому что в соглашении говорилось, что я должна работать шесть часов, и за каждый час получать чуть больше 9 евро. Но на самом деле оказалось, что нужно работать без выходных, по 14 часов в день, а заплатили мне по 60 центов за килограмм собранной клубники. Поэтому об обещанных 1,5 тысячи евро заработка речи не идет", — жалуется Даниэль Deutsche Welle.
"Мы поднимались в четыре утра, потом нас группами доставляли на поле, где все были уже в пять. Работали обычно до полудня, но порой и до половины второго. Затем мы ехали на ферму на обед, который длился два-два с половиной часа. Потом мы возвращались на поле и работали там до 20-20:30", — рассказывает девушка, хотя по контракту ей гарантировали 148 часов работы в месяц при 6-дневной рабочей неделе, но по факту, жалуется она, были постоянные неоплачиваемые переработки.
Угощали пирогами и давали чаевые
Те, кто хоть худо-бедно знает немецкий, устраиваются в логистике, доставке (еды, посылок) и на стройках — там и платят щедрее (11-13 евро в час) и условия лучше.
"В агентстве по трудоустройству предлагали поехать на клубнику, но это и тяжело физически, и работать нужно не разгибаясь и в дождь, и в жару, в грязи. Знакомые рассказывали о всех "прелестях" таких заработков. Говорят, тяжелее, чем у поляков, немцы еще строже контролируют все. Словом, подыскали вакансию на немецкой почте — за 13 евро в час нужно было развозить письма и посылки. А в Германии, надо сказать, почта популярнее, чем у нас, потому что многие там делают покупки через интернет, и почта их доставляет на дом. Благо, я неплохо знаю немецкий и у меня есть водительские права", — делится со "Страной" будущий экономист Григорий Клиш с Волыни.
Парня отправили в почтовое отделение в городке Ульм под Штутгартом, где он доставлял на служебном микроавтобусе корреспонденцию и посылки.
"В мою "зону" входило несколько сотен домов, через пару недель работы многих жителей я уже знал в лицо, некоторые давали чаевые по паре евро. Рабочий день продолжался с 7 утра до 3-4 дня. Зарплата "чистыми" — 1,5 тысячи евро в месяц. Комнату мы снимали вместе с товарищем за 800 евро. Соотвественно, после уплаты за аренду на руки оставалось чуть больше 1 тыс. евро плюс чаевые, а кто-то пирогом угостит, другой кофе нальет. Немцы, несмотря на свою закрытость, в общении дружелюбные и приветливые", — вспоминает волынянин.
Зарезал, когда захотела домой
Но на людей везет не всем. Как и всюду, в Германии с нашими заробитчанами случаются инциденты и даже трагедии.
Летом этого года прогремела история о 35-летней Наталье Михайлюк из города Заставна на Буковине, которая устроилась сиделкой и уборщицей у пожилого немца, а он ее зарезал.
Наталья дома открыла салон красоты и мечтала выкупить помещение, которое до сих пор арендовала. Ее гражданский муж Александр сначала поехал с ней, но потом вернулся, а она искала в Берлине дом.
"Этот дед предложил ей у него жить бесплатно, но убирать и выгуливать собаку, которую фанатично любил", — рассказывал Александр журналистам.
После инсульта Наталья ухаживала за ним, а потом он забрал у нее паспорт, чтобы не сбежала.
Мужчину, у которого поселилась украинка, соседи описывают как одиночку со сложным характером, который любил выпить.
Когда Михайлюк захотела вернуться домой, где у нее оставалась девятилетняя дочь, владельцу квартиры это не понравилось, возник спор, и немец пустил в ход нож.
"Это как лотерея — на кого попадешь. Тут уж смотреть по ситуации, доверять шестому чувству. И не стоит думать, что в Германии заработки престижнее и денежнее. И тут кидают и издеваются, поэтому нужно держать ухо востро, особенно нелегалам", — заключает в беседе с нами работавшая сиделкой заробитчанка Галина Жук.