JB Press (Япония): почему лица россиян сияют, когда они слышат о революционном танке Т-34? Это спаситель отечества, изменивший историю современных танков

Читать на сайте inosmi.ru
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Услышав о Т-34, каждый россиянин сразу же расплывается в улыбке, подмечает Мицухару Фурудзэ. Они считают этот танк «спасителем отечества» и «оружием великой победы». Когда немцы впервые увидели Т-34 на поле боя, они оказались в панике. Как СССР удалось создать такой революционный танк?

О российском фильме «Т-34», который вышел на большие экраны в Японии, достаточно неплохие отзывы. 

Это — ремейк советской картины «Жаворонок», которая была создана в 1960-е годы, однако особенности новой работы заключаются в использовании современных технологий — компьютерной графики и специальных эффектов. В результате получилось развлекательное кино, которое превосходит советское произведение с точки зрения воздействия на зрителя и реалистичности. 

В России этот фильм стал хитом: его посмотрело восемь миллионов человек. Когда в России говорят о войне в советский период, то обычно подразумевают танк Т-34. Для россиян он является популярным символом, таким же, как для японцев линкор «Ямато» или же палубный истребитель Mitsubishi A6M Zero. 

В последние годы в Японию приезжает много россиян в туристических или бизнес целях. Увеличилось количество тех, кто остается надолго или же вообще навсегда. Когда знакомого россиянина вне зависимости от пола и возраста спрашиваешь: «А ты знаешь, что такое Т-34?», обычно сначала он удивляется, а потом расплывается в улыбке. 

Для русских, да и для жителей бывшего СССР, Т-34 — это спасительное оружие, которое привело к победе в Великой Отечественной войне (на постсоветском пространстве так называют войну между Германией и СССР во время Второй мировой войны), жертвами которой пало без малого 27 миллионов человек. 

Появление Т-34, которое привело к революции в современном танкостроении

Массовое производство Т-34 началось в 1940 году, за год до начала войны между Германией и СССР. Прототип танка был разработан на Харьковском паровозостроительном заводе под руководством инженера Михаила Кошкина. В тот же год началось производство деталей на Сталинградском тракторном заводе и других советских предприятиях. 

На западном направлении разворачивалась Вторая мировая война, начавшаяся в 1939 году. Немецкие войска одерживали победы одну за другой благодаря молниеносным операциям, в которых использовались танки и моторизованная пехота. В результате перед нацистскими агрессорами сложила оружие вся Западная Европа, за исключением таких нейтральных стран, как Швейцария, Испания и Португалия. Британские войска, отправленные в Европу, также покинули материк, потерпев поражение во время битвы за Дюнкерк на северо-западе Франции. 

Прямо перед войной СССР подписал с Германией Договор о ненападении, за счет чего ему удалось избежать прямых столкновений с нацистскими войсками. Он намеревался расширить сферу влияния в Восточной Европе. Тем не менее было очевидно, что нацистская Германия, укрепившая военную мощь за счет обеспечения в Западной Европе промышленного фундамента, кадровых и материальных ресурсов, станет врагом и с точки зрения идеологии, и с точки зрения геополитики. 

Поэтому создание в кратчайшие сроки танковой мощи, способной остановить Танковую дивизию вермахта, являвшуюся главной движущей силой расширения гегемонии, стало для советской Красной армии неотложной задачей. 

Т-34, на который возлагались именно такие надежды, обладал невероятными характеристиками. В результате он остался в истории в качестве танка, совершившего революцию в современном танкостроении. 

Выдающиеся боевая мощь, обороноспособность и мобильность

Во-первых, огневая мощь. На танке была установлена 76-миллиметровая пушка, которая могла пробить броню основных иностранных танков того времени и которая могла стрелять зарядами, эффективными как против укреплений противника, так и против пехоты. В свою очередь немецкие танки оснащались пушками калибра 37 или 50 миллиметров. У немногочисленных танков непосредственной поддержки и самоходно-артиллерийских установок были короткоствольные орудия калибра 75 миллиметров. Нельзя было сказать, что они обладали достаточной мощью для того, чтобы пробивать любую броню. 

Во-вторых, обороноспособность. Что касается танков до Т-34, то сначала изготавливались корпус, стальной каркас башни и так далее, а затем при помощи сварки или заклепок устанавливалась броня толщиной 15-30 миллиметров. Броня стояла практически перпендикулярно горизонтальной плоскости. 

В свою очередь, в случае с Т-34 вырезались большие 45-миллиметровые бронированные пластины, которые вваривались в корпус под углом и являлись его частью. Башня изготавливалась аналогичным методом. Броня стояла под углом 45-60 градусов, в результате чего ее фактическая толщина составляла 70-90 миллиметров в зависимости от угла установки. Таким образом, в сравнении с иностранными конкурентами бронестойкость была увеличена на порядок. 

Когда в июне 1941 года началась война между СССР и Германией, бронебойные снаряды немецких танков практически не могли пробить броню Т-34: ни спереди, ни сбоку, ни сзади. На самом деле, столкнувшись впервые в бою с Т-34, немецкие войска оказались в панике. 

Метод изготовления корпуса и других деталей, при котором броня являлась частью несущего кузова, в сочетании с выплавкой компонентов башки упростил массовое производство в условиях войны и позволил в сложных условиях достигать объемов, в несколько раз превосходящих противника. 

В середине Великой Отечественной войны большинство советских военных заводов, находящихся на Украине и в европейской части России, было перемещено восточнее Волги, а также за Уральские горы в западную часть Сибири. Для сварки корпуса Т-34, который отличался линейным дизайном, были внедрены примитивные промышленные роботы (системы автоматической сварки). Это позволило серьезно сократить квалифицированный персонал и сэкономить трудовые ресурсы. 

Во время Второй мировой войны нацистская Германия произвела примерно 26 тысяч танков. Благодаря высокой производительности Т-34 было изготовлено в 2,5 раза больше. 

В-третьих, мобильность. На Т-34 устанавливался V-образный двигатель мощностью 500 лошадиных сил, за основу которого была взята авиационная силовая установка. Это обеспечивало достаточную мощность. Катки были большого диаметра и просты в замене. Гусеницы с незамысловатой системой сцепки и широкими траками позволяли легко преодолевать снег и грязь. Благодаря всему этому танк демонстрировал высокие скоростные показатели (на равнинной местности максимальная скорость составляла 55 километров в час) и обладал достаточным запасом хода (150-200 километров). Это великолепные характеристики для танка, масса которого составляла 26-30 тонн. В то время танки коалиционных сил могли набирать скорость не более 30-40 километров в час. В мудреную подвеску легко забивался снег или грязь. В связи с этим эксплуатационные характеристики с учетом недостаточной мощности (100-300 лошадиных сил) нельзя было назвать удовлетворительными. 

В 1940 году Т-34 уже обладал этими необходимыми для танков тремя характеристиками: боевая мощь, обороноспособность и мобильность. Зарубежные производители только начинали к ним стремиться и ставили пред собой цель превзойти эти показатели. Тем не менее ни одна из стран кроме США так и не смогла наладить аналогичное массовое производство (к концу войны было произведено более 70 тысяч Т-34), которое стало возможным благодаря силовой конструкции танка, обеспечивавшей высокую производительность. Это определило послевоенные стандарты. 

Итак, почему же СССР удалось построить такой революционный танк?

В 1928 году Сталин принял первый пятилетний план развития народного хозяйства СССР, и это позволило активно развивать тяжелую и оборонную промышленность России и Украины на основе сохранившихся со времен Российской империи верфей, машиностроительных заводов и металлургических комбинатов. 

В 1930 году в США и Великобритании была приобретена лицензия на производство танков. Благодаря этому в 1930-е годы было налажено производство десятков тысяч танков.

Кроме того, советские танки прошли испытания в реальных боях: столкновения с китайскими милитаристами, вмешательство в гражданскую войну в Испании, два крупных сражения с японскими войсками (Хасанские бои 1938 года и бои на Халхин-Голе в 1939 году). 

Эти уроки были учтены при разработке Т-34 и других оригинальных вооружений. В 1920-е годы начали систематически подготавливать кадры для танковой промышленности: стажеры отправлялись в США и другие страны. Благодаря этому на Харьковском паровозостроительном заводе и Кировском заводе в Санкт-Петербурге появились блестящие конструкторские бригады. 

И сейчас это не «танк из прошлого»

В начале фильма «Т-34» воспроизводится битва за Москву, в которой этот танк завоевал свою репутацию. В этом эпизоде изображается, что при наличии умелого экипажа Т-34 может противостоять даже превосходящему по численности противнику. 

Тем не менее несмотря на то, что Красная армия обладала таким грозным оружием, как Т-34, в начале и середине войны с Германией она несла потери из-за плохой подготовленности экипажа, перебоев со снабжением и других факторов (причиной потерь были не бои, а отсутствие горючего или запасных частей).

Более того, в середине войны немецкая армия начала оснащать свои танки 50, 70 и даже 88-миллиметровыми пушками, которых не было ни у одной из армий. Броня также была серьезно укреплена, и Т-34 лишился преимущества.

Несмотря на это, даже в период с середины по конец войны Т-34 оставался прекрасно сбалансированным танком с точки зрения основных характеристик. Благодаря массовому производству потери быстро восполнялись, и советский танк продолжил преследовать Танковую дивизию вермахта, которая становилась все меньше. 

Более того, за год до окончания войны появилась модернизированная модель Т-34-85 с увеличенной башней, на которой было установлено 85-миллиметровое орудие. Утерянные позиции были восстановлены. После войны Т-34-85 производился не только в СССР, но также в Польше и Чехословакии. Эти и уже произведенные во время войны танки заполонили социалистические и союзнические страны. В конце фильма оказавшиеся в плену герои организуют побег именно на Т-34-85. 

Эта боевая машина до сих пор не является «танком из прошлого». В начале Корейской войны северокорейские войска, оснащенные Т-34-85, получили преимущество и разгромили подразделения Южной Кореи. Также этот танк принимал участие в Арабо-израильском конфликте, столкновениях в Африке и войне во Вьетнаме. Более того, этот танк, созданный 75 лет назад, до сих пор стоит на вооружении в некоторых странах. 

Танк Т-34 занимает важное место в мировой танковой истории. Поэтому русские (а также многие украинцы), создавшие этот танк, называют его «спасителем отечества» и «оружием великой победы». 

Обсудить
Рекомендуем