Любимое дерево многих, кто проживает в лесных районах на северо-востоке Китая, — это береза. Она, как девушка, такая же стройная, грациозная.
Но любая трещина или нарост на стволе дерева портят его чистый и элегантный образ, так же как дефект на превосходном белом нефрите неизбежно разрушит его совершенство и вызовет чувство неприятия. Люди не любят, когда в их поле зрения появляется то, что вызывает отвращение.
Мне нравится береза, и я сделал несколько фотографий этого дерева. Но я никогда не буду использовать свою камеру, чтобы сфотографировать эти отвратительные наплывы. Все эти трещины на стволах оказывают негативное влияние на весь вид дерева.
У людей должно быть общее стремление или желание избегать уродства и сохранять красоту в своих сердцах.
В нашем мире многие занимаются медициной и спасают жизни других. А вы когда-нибудь слышали о тех, кто лечит и спасает жизни деревьев?
В молодости меня направили в сельскую местность заниматься лесным хозяйством, поэтому мне удалось побывать на нескольких лесосеках. Больше всего мне запомнилась лесосека Саньцзелицзы (букв. «Три скалы», — прим. пер.). Как видно из названия, лесосека находилась в глухих лесах среди гор. В этом месте главным образом заготавливали древесину. Тогда мы проводили телефонную линию на пограничной дороге, поэтому более десяти дней нам пришлось жить в палатках на территории этой лесосеки.
Палатки были установлены вдоль реки посреди леса. Рядом с ними возвышались несколько изящных берез. По правде говоря, эти деревья по диаметру подходили под критерии рубки, но сохранились до сих пор. Причина очень проста — начальник рабочего участка не разрешил срубить их. Среди них была одна береза с диаметром ствола более 30 см и большим шрамом на поверхности. Хотя данный шрам был обращен к палатке, он время от времени все же попадал в поле зрения людей, находящихся в рабочей зоне.
Как оказалось, на этой березе был нарост, который, если вовремя не удалить, может убить дерево. Поэтому этот шрам — след от «операции». Те, кто состоял в группе по защите леса, заметив такую «злокачественную опухоль» на березе, должны были своевременно удалить ее. Это своеобразная мера для защиты деревьев. Нарост по своей форме очень уродлив и может привести к гибели дерева.
Но не все наросты на стволах деревьев ужасны. Нарост на клене (мелколистном), можно сказать, тоже является «опухолью», но из-за того, что древесина этого дерева очень прочная, а полосы гладкие и четкие, он является превосходным сырьем для изготовления таких инструментов, как корытце с тушью, рубанок и другие. Если повезет, то из данного дерева может быть изготовлена мебель. А если приклеить кору, то это повысит стоимость изделия в несколько раз.
Однако раньше такие наросты на березе не использовались таким образом. На самом деле, люди, жившие в лесных районах, не любили их, а точнее, испытывали к ним отвращение. Потому что никому не нравится, если что-то прекрасное прикрывается каким-то уродством, даже если оно совсем незначительно.
Но на днях моя дочь привезла из России то, что навсегда изменило мое мнение.
Березовый гриб (или чага) — это природный продукт, обладающий целебными свойствами, который в последние годы стал популярен как в России, так и в Китае. Бывшая березовая «опухоль», даже не знаю с каких пор, превратилась в березовую чагу. Этот нарост, который раньше вызывал только отвращение, стал чудодейственным средством для лечения всех видов болезней.
Русские действительно странные. Они могут есть икру сырой рыбы, считают маринованную скумбрию деликатесом. Теперь и березовая чага. Но они также думают, что китайцы странные, потому что с удовольствием едят «траву». На самом деле то, что русские называют «травой» — это лук-порей. В Китае его очень любят. Слова из известной песни тому доказательство: «Любимая начинка для пельменей из трех свежестей». Что за начинка такая? Ее основным ингредиентом является лук-порей.
Хотя я несколько лет жил в лесу, честно говоря, я немного знаю о пагубном влиянии березовой чаги (это название действительно звучит лучше, чем березовый нарост) на само дерево. Эти сведения я узнал от мастера нашей рабочей зоны. Но что касается пользы, а в особенности лечебного эффекта, я ничего не могу сказать.
Наши предки говорили: «Если знаешь что-либо, считай, что знаешь, а если не знаешь что-либо, считай, что не знаешь». Раз уж я не знаю, то нужно узнать. Учиться всегда пригодится.
Березовая чага: его склероций — это лекарственный гриб, также известный как трутовик скошенный.
Морфологические признаки: склероций чаги имеет бугорчатую форму, его диаметр составляет 25-40 см. Обычно снаружи он темно-коричневого или черного цвета, а внутри — желто-коричневого. Поверхность более старых грибов имеет глубокие трещины, она очень твердая и сухая.
Есть множество способов изготовления лекарственного средства из чаги: можно растереть его в порошок или растолочь на мелкие кусочки, а при необходимости замочить чагу в воде. Затем поставить на огонь, после закипания переключить печь на медленный огонь и варить около 30 минут. Некоторые говорят, что нужно варить в течение двух или трех часов. Кто-то пьет только этот отвар, кто-то смешивает его с соком алоэ и медом, а кто-то добавляет сосновые почки, цветы яблони и корень солодки. По вкусу это просто вода с древесиной, абсолютно отличается от самого березового сока. Березовая чага, как любой продукт, может иметь как простую упаковку, так и высококачественную. Она продается как кусками, так и в уже измельченном виде.
По сравнению с китайцами, русские пока не освоили «передовые технологии» изготовления продуктов питания из промышленного сырья, так что не стоит бояться приобрести подделку.