В один из четвергов в начале декабря в актовом зале Инженерно-технической школы имени дважды Героя Советского Союза П.Р. Поповича царила напряженная атмосфера. Десятки жителей дома номер 6 по Балтийской улице были созваны управой района Сокол на севере Москвы на общее собрание, чтобы обсудить будущее их дома. Над ним нависла угроза сноса, потому что в одном неясном отчете говорится, что здание, а также близлежащие постройки, находится в аварийном состоянии. «Уважаемые жильцы! Вы сможете задать все интересующие вас вопросы по состоянию и перспективах вашего дома…» — говорилось в объявлении.
Сергей Димин, один из потерпевших, поднимается по лестнице со стопкой документов, отчетов и жалоб. Он готов защищать себя от того, что он называет «попыткой экспроприации» его жилья, ставшей результатом «скандальной коррупции» в мэрии. На лестнице к нему подходит один из представителей муниципальных властей. Он выдавливает из себя улыбку, протягивает для приветствия руку, но Сергей Димин отказывается пожать ее. «Они уже несколько раз приходили, и я их знаю. К нам даже психологов присылали», — возмущается он.
«Он подкуплен!»
Собрание начинается в суматохе. Станислав Станкевич, адвокат группы жильцов, выхватывает микрофон и заявляет, что на районном собрании не были соблюдены условия, обозначенные законом, и, следовательно, принятое на нем решение относительно будущего здания не является законным.
Начались давка и шум, и адвоката в конечном итоге схватили присутствующие на собрании сотрудники правоохранительных органов, вывели из зала и задержали. Позже слово взял один из жильцов, который уже согласился переехать из своей квартиры в ту, которая предлагалась ему взамен. Он пытается доказать преимущества реновации. Но все напрасно. «Он подкуплен!» — кричит кто-то снизу.
Прибыльный бизнес
В Москве, одном из крупнейших городов мира, согласно международным рейтингам, строительство превратилось в огромный и очень прибыльный бизнес, в котором задействованы такие олигархи, как Сергей Гордеев, Вячеслав Кантор и Михаил Гуцериев.
По данным журнала «Форбс», этим прибыльным бизнесом занимаются шесть из 35 самых богатых предпринимателей России. Пострадавшие жильцы сообщают, что многие проекты осуществляются путем «мошенничества» или нарушения муниципальных распоряжений при соучастии «коррумпированных чиновников».
Однако в прошлом году все изменилось. «Власти района Сокол начали приглашать жильцов для подписания документов, в которых они подтверждали, что их дом находится в аварийном состоянии. Им показали странный отчет, подписанный неким человеком, на счету которого более ста судебных исков, и от имени организации, которая даже не существует», — продолжает Сергей Димин. Он не знает, кто или какая компания могла положить глаз на их дом, но он подчеркивает, что они прекрасно знают, что делают. «У нас рядом Ленинградский проспект, прямая дорога до центра и Красной площади. У нас рядом метро и аэропорт Шереметьево», — добавляет он.
Аналогичная угроза в Кунцево
Недалеко от Сокола, в районе Кунцево, примерно в восьми километрах на юго-запад, аналогичный ультиматум выдвинули жителям домов на улице Ивана Франко — комплекса кирпичных пятиэтажных домов, построенных в 1950-х годах, с детскими площадками и очаровательными парками. Эти дома, располагающие большими общественными пространствами, были построены в то время, когда Москва расширялась вширь, а не в высоту. Поэтому неудивительно, что их жильцы чувствуют большую привязанность к своему району и не хотят переезжать.
Здесь процесс продвинулся гораздо дальше, и «нападение на нашу собственность», как говорят Иван Рожков и Надежда Чижова, жильцы одного из пострадавших домов, пошло по другой схеме. «Три года назад мэр Сергей Собянин подписал указ о реновации района, предусматривающий полный его снос. Не было возможности подать жалобу или запросить дополнительную информацию. Вскоре после этого мы получили повестку в суд, в которой нам сообщили, что нас переселят в соответствии с муниципальным указом», — рассказывает Иван Рожков. «Взамен нам предложили квартиру в небоскребе с очень плохой отделкой и сломанным лифтом», — жалуется Надежда Чижова.
Жильцы решили не подчиняться никаким указам и сопротивляться в своих домах, несмотря на то, что им противостоял один из ведущих подрядчиков в России — группа «ПИК», котирующаяся на Лондонской фондовой бирже, на которую работает более 14 тысяч сотрудников и годовой доход которой составляет 2,8 миллиарда евро.
«В прошлом году, чтобы предотвратить начало работ, мы создали лагерь. К нам отправили сотню полицейских, чтобы выселить нас. Благодаря этому о нас заговорили в средствах массовой информации, и работы на время прекратились», — продолжает Иван. Они обращались в суд, но он не встал на их сторону. Сейчас они ждут решения кассационного суда, последней инстанции в России, а затем они готовы обратиться к европейскому правосудию. Но они иллюзий не строят: «В нашей стране мы не найдем справедливости».