В России отмечается самая значительная убыль населения за 11 лет. В первую очередь речь идет об отголоске огромного снижения рождаемости в 1990-х годах. Но у многих россиян есть одно желание, которое может обострить ситуацию еще больше.
Если бы россияне последовали призыву Русской православной церкви, то у страны стало бы одной большой проблемой меньше. РПЦ и лично патриарх Кирилл недавно опубликовали стратегию по стимуляции роста населения страны, чтобы оно к 2050 году достигло 160 миллионов человек. Кроме того, поставлена задача довести среднюю продолжительность жизни до 90 лет.
Патриарх Кирилл и РПЦ предлагают даже прописать меры по приросту населения в Конституции: в частности, речь идет о возможности заключения брака исключительно между людьми разных полов, а также о мерах по укреплению «традиционных ценностей» и институтов, пропагандирующих здоровый образ жизни. Кроме того, предполагается проанализировать репродуктивные планы людей и их готовность к миграции.
Надо сказать, что поставленные задачи весьма амбициозны, поскольку по средней продолжительности жизни Россия серьезно уступает странам Запада. Впрочем, по последним данным российского Минздрава, в последние годы она выросла до 73,6 года. При этом население в начале этого года составляет 146,8 миллиона человек (или около 144 миллионов без учета населения аннексированного Крыма).
О необходимости принятия соответствующих мер свидетельствуют, в частности, данные Росстата, причем именно в 2019 году сложилась весьма драматичная картина. За девять месяцев минувшего года естественная убыль населения (то есть разница между количеством умерших и родившихся) составила 259 600 человек. Таким образом, можно констатировать, что в 2019 году был установлен антирекорд последних 11 лет. При этом главным фактором, по данным Росстата, является не рост смертности, а снижение рождаемости в 80 из 85 регионов страны.
Причины просты и понятны: в начале третьего десятилетия правления Владимира Путина сказываются последствия 1990-х годов с их низкой рождаемостью. Тогда, в первые годы после распада СССР, страну поразила настоящая демографическая катастрофа. Поскольку из-за экономического спада люди были озадачены скорее вопросами собственного выживания, рождаемость стремительно упала. Среднее количество детей сократилось с 2,2 ребенка на одну женщину в 1987 году до 1,2 ребенка в 1999-м. Одновременно с этим стремительно выросла смертность.
Путин, конечно, со временем увидел эту проблему и принял меры по поддержке матерей — от прямых денежных выплат до снижения ставок ипотечного кредитования. Во времена экономического роста — по крайней мере до 2014 года — рождаемость выросла до 1,7 ребенка на одну женщину. Впрочем, это не влияет на общие отрицательные последствия демографического кризиса 1990-х годов.
А они не только выражаются в естественной убыли населения, но и давно уже влияют на рынок рабочей силы. Безработица даже в годы рецессии (2015-2016) не превышала 6%. Предприятия испытывают трудности с поиском сотрудников (особенно высококвалифицированных). По этой причине зарплаты как правило росли быстрее, чем производительность труда. И все это — на фоне (местами) полной загрузки производственных мощностей и недостатка частных инвестиций, о чем на недавнем финансовом форуме в Москве сообщил генеральный директор агентства НКР (Национальные кредитные рейтинги) Кирилл Лукашук. По его словам, ограниченные производственные возможности вкупе с отрицательными демографическими тенденциями — две основные проблемы российской экономики, которая сейчас растет лишь чуть более чем на 1% в год. Для развивающейся страны такой показатель фактически означает стагнацию.
С такими демографическими прогнозами ожидать серьезного улучшения ситуации в ближайшие годы не приходится. Напротив, количество женщин детородного возраста, по словам министра труда и социальной защиты Максима Топилина, до 2035 года сократится еще на 28%. При этом спад рождаемости — лишь одна из причин трудной демографической ситуации. Другая причина — эмиграция. По политическим соображениям о ней не говорят вслух. Но жители России все чаще задумываются о том, чтобы покинуть страну.
Причем, по данным социологов из Левада-центра, речь идет не только о поездках в отпуск. Количество людей, готовых уехать из России навсегда, бьет рекорды. С мая 2019 года доля опрошенных, желающих уехать, выросла с 15 до 21%. При этом тенденция к росту этой цифры наблюдается во всех возрастных категориях. Среди людей в возрасте до 24 лет и (в несколько меньшей степени) 25-39 лет она наиболее ярко выражена.
Социологи указывают на три причины подобных настроений россиян. Во-первых, их отношение к Западу после серьезного ухудшения в связи с кризисом на Украине вновь постепенно улучшается. Во-вторых, многие, глядя на политический и экономический застой в России, считают, что за рубежом их детей ждет лучшее будущее. Наконец, в-третьих, жестокое подавление мирных протестов минувшим летом вызвало у людей глубокое разочарование в перспективах на родине.
Стремление россиян к эмиграции особенно драматично, если учесть, что человеческий капитал был одним из главных стимулов роста в 2000-2017 годах, когда уровень благосостояния россиян вырос в 1,8 раза (таковы недавно опубликованные данные Всемирного банка). Хотя вклад самого человеческого капитала в благосостояние эксперты банка оценили в 46% (для сравнения: в странах ОБСЕ его доля составляет в среднем 70%), его значение выросло быстрее, чем где бы то ни было еще (по крайней мере в 2000-2010 годах). С тех пор положительная динамика в России замедлилась. Если количество эмигрирующих россиян действительно будет расти, это станет дополнительным отрицательным фактором, особенно с учетом того, что счастья за границей ищут прежде всего люди с высокой профессиональной квалификацией.
При этом механизм компенсации демографического кризиса в России за счет иммигрантов работает, по мнению экспертов, ограниченно. Во-первых, большинство мигрантов прибывают в Россию с Кавказа и из Средней Азии, и они в массе своей не являются высококвалифицированными специалистами. Во-вторых, среди населения распространены различные предрассудки по отношению к ним. В годы рецессии (в 2015-2016 годах) многие трудовые мигранты покинули Россию. Их возвращение компенсирует естественную убыль населения лишь на три четверти.
«Чтобы Россия через пять, десять или пятнадцать лет оставалась конкурентоспособной, необходимо, чтобы талантливые люди оставались в стране», — сказал по этому поводу министр экономического развития Максим Орешкин на прошлогоднем Мировом экономическом форуме в швейцарском Давосе. Проблема, по его словам, настолько остра, что не дает ему спать по ночам. У России есть лишь одно утешение: для большинства опрошенных эмиграция была и остается не более чем мечтой. Всерьез об отъезде из страны думают «всего» 7%.
Тем не менее вкупе со снижающейся рождаемостью это может привести к тому, что Международная организация труда окажется права: согласно ее прогнозу, население России к 2050 году сократится до 130 миллионов человек. Есть и более оптимистичные прогнозы, рассматривающие «всего лишь» вариант сохранения стагнации на нынешнем уровне. А РПЦ со своей утопичной мечтой о населении в 160 миллионов остается в одиночестве.